Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Демидова Д.А.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

 

Актуальность применения интерактивных образовательных ресурсов в организации самостоятельной работы школьников

 

В статье поднимается проблема организации самостоятельной работы школьников на базе интерактивных образовательных ресурсов. Особое внимание уделено анализу результатов проведённого опроса среди учителей и школьников, который был направлен на выявление актуальности и особенности применения интерактивных образовательных ресурсов в рамках организации самостоятельной работы.

Ключевые слова: система образования, организация самостоятельной работы, школьник, учитель, интерактивные образовательные ресурсы.

 

Demidova D.A.

Herzen State Pedagogical University,

St. Petersburg

 

Relevance of application interactive educational resources in the organisation independent work of schoolchildren

 

The article raises the problem of organizing independent work of schoolchildren on the basis of interactive educational resources. Particular attention is paid to the analysis of the results of a survey of teachers and schoolchildren, which was aimed at identifying the relevance and features of the use of interactive research resources in the framework of organizing independent work.

Key words: education system, organization of independent work, student, teacher, interactive educational resources.

 

Одной из главнейших задач современного образования, было и остаётся формирование и воспитание личности, которая будет способна самостоятельно принимать решения по всевозможным вопросам, критически мыслить, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, систематически пополнять свои знания, умения через самообучение, совершенствовать навыки, уметь творчески применять их в реальности.

 

Первостепенным способом решения обозначенных задач признаётся самостоятельная работа.

 

Для более полного понимания поднятой проблемы целесообразно будет рассмотреть отношение к понятию «самостоятельная работа» именитых педагогов, психологов и экспертов.

 

На важность воспитания у ребёнка самостоятельности обращал внимание ещё Ян Амос Каменский в XVII веке. Педагог с уверенностью полагал, что в процессе изучения любого предмета надобны не исключительно внимание к изучаемому материалу и усвоению готовых знаний, но и важна собственная познавательная деятельность ученика [1].

 

К.Д. Ушинский, в свою очередь, полагал, что именно благодаря самостоятельности обучающиеся овладевают знаниями и умениями. Он объяснял это тем, что учебные вопросы должны проходить через их сознание, чувства и мысли, практическую деятельность – тогда они и будут усвоены в полном объеме [2].

Советский педагог и учёный Есипов Б.П под самостоятельной работой учащихся, включенной в процесс обучения, подразумевал «работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий» [3].

 

Доктор педагогических наук Пидкасистый П.И говорил о том, что «самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать как средство вовлечения школьников в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации» [4].

 

Современные отечественные специалисты в сфере образования полагают, что самостоятельную работу следует рассматривать как целостную систему согласованных действий учителя и учащихся. По их мнению, такая работа выполняет «триединую функцию»: форму организации обучения (дидактическая категория); систему разнообразных заданий; деятельность по выполнению этой системы заданий [5].

 

Российский ученый и доктор педагогических наук В.А. Сластенин определяет самостоятельную работу как форму обучения, суть которой заключается в усвоении знаний учащимися, овладении навыками и умениями систематически мыслить, работать, а также в формировании своего стиля умственной деятельности. Отличается такая форма обучение от других тем, что она дает возможность учащемуся самостоятельно организовывать свою деятельность, согласно поставленным задачам. [6].

 

Проведенный нами анализ педагогической литературы, позволяет сделать вывод о том, что определение «самостоятельная работа» имеет далеко не одно смысловое значение. Тем не менее, обобщив все рассмотренные определения можно выявить основные компоненты понятия «самостоятельная работа»: обязательное руководство со стороны учителя; непременная активность учащихся; самостоятельная деятельность учащихся, специальная организация деятельности учащихся; выполнение задания учащимися без непосредственного участия учителя.

 

В связи с активной цифровизацией обучения, изменением цели обучения, направленностью на формирование навыков, творческой деятельности роль самостоятельной работы школьников возрастает. Такая форма работы в процессе обучения выступает средством формирования у школьников самостоятельности и активности как черт личности, а также развития их навыков и умственных способностей.

 

Один из вариантов организации самостоятельной работы может быть с возможностью применения интерактивных образовательных ресурсов, которые позволят по-новому сформировать и организовать процесс обучения в целом.

 

Рассмотрим сущность понятия «интерактивные образовательные ресурсы».

 

Понятие «интерактивный» пришло от английского слова interact – «inter» означает взаимный, «act» - действовать. Таким образом, «интерактивный» обозначает способность взаимодействовать или находится в режиме реального диалога, в данном случае, понятие интерактивные образовательные ресурсы трактуется как возможность осуществлять взаимодействие ученика с программой, которое сопровождается динамическим воздействием на экран.

К интерактивным образовательным ресурсам относят интерактивные упражнения, задания, интерактивные викторины и опросы, интерактивные презентации, интерактивные тренажеры, модели, интерактивные рабочие листы и пр.

 

Педагог И. Г. Ежик дает следующее определение, что интерактивные образовательные ресурсы – это «информационные ресурсы образовательного назначения, представленные в электронном виде, реализующие возможность незамедлительной обратной связи в процессе совместного осуществления участниками группы операций по сбору, обработке, продуцированию, передаче учебной информации» (И. Г. Ежик) [7].

 

Исследователи Д. А. Темников и Н. С. Радевская определяют сущность понятия интерактивный образовательный ресурс как «интерактивность подачи информации на качественно новом уровне, используемом для увеличения объема самой информации, для увеличения разнообразия способов подачи информации за счет новых технических возможностей, для подачи информации в том порядке, который логично разворачивает знания предметной области перед обучающимся» [8][9].

 

Ф.О. Каспаринский утверждает о том, что применение интерактивных ресурсов в научной работе или в рамках учебного процесса «с нелинейными системами навигации позволяет эффективно реализовать ранее невозможные или несовместимые способы показа физических явлений и биологических объектов, математических моделей и химических реакций, ландшафтов и гипотетических реконструкций, исторических событий и памятников художественного наследия» [10]. А разработанные интерактивные образовательные пособия открывают возможность учащимся для самоподготовки.

 

На сегодняшний день, компьютерные технологии предлагают пять педагогических инструментов, с помощью которых создаются такие ресурсы и используются педагогами в качестве повышения эффективности процесса обучения. Это интерактив, мультимедиа, коммуникативность, моделинг и производительность [11]. Благодаря использованию интерактивных ресурсов, педагог не только экономит время на уроке, но и реализует учебный материл в новой, современной и наглядной форме. Возможность использования в совокупности разные форматы подачи информации: текст, анимацию, видео-, аудиоматериалы, тем самым воздействуя на разные каналы восприятия информации у обучающегося. Для него это благоприятные перспективы для реализации самостоятельной исследовательской и творческой работ, для лучшего усвоения учебного материала, для повышения мотивации к самообучению, навыков самоорганизации, самоконтроля, умений работать с информацией.

 

Выше нами были рассмотрены мнения известных педагогов прошлого и настоящего к сущности понятий самостоятельная работа и интерактивные образовательные ресурсы. Далее считаем необходимым рассмотреть точку зрения современных педагогов-практиков. Какие виды ресурсов они используют? Каким отдают предпочтение? Используют ли они интерактивные ресурсы в рамках организации самостоятельной работы?

 

Стоит также обратиться и к обучающимся. Какие интерактивные ресурсы им предлагают учителя? Готовы и нравится ли им с ними работать? Что предпочитают?

 

Для этого был проведен опрос среди учителей и учеников. Каждый опрос состоит из 3х разных блоков (рис.1), каждый блок содержит 5-6 вопросов.

Опрос был осуществлён на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Санкт-Петербурга Школа №23. Приняло участие 10 учителей-предметников и 15 учеников 10-х классов.

 

В таблице 1 представлены некоторые результаты эксперимента, в качестве примера были приведены некоторые вопросы.

 

Таблица 1 – Пример некоторых результатов исследования

По итогам проведённого исследования можем заключить, что интерактивные образовательные ресурсы постепенно закрепляются в образовательном процессе российской школы, заслуживают высокую оценку как у педагогов, так и у самих школьников. Учащимся нравится работать с интерактивными ресурсами, они готовы с ними работать, им нравятся сервисы, которые предлагают учителя, они также заинтересованы в самостоятельной работе, у них есть мотивация к учебе.

 

Учителя понимают необходимость использования новых цифровых инструментов в обучении, активно применяют интерактивные ресурсы на уроках, у них есть интерес к разработке собственных ресурсов, но они слабо понимают методику применения интерактивных ресурсов именно в организации самостоятельной работы. Учителя нуждаются в методических материалах, с помощью которых они могли бы планомерно и эффективно использовать интерактивные ресурсы в рамках организации самостоятельной работы, понимать и раскрывать все их возможности для получения достойного результата.

 

Литература:

  1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения (Великая дидактика): В 2 т. Т.1 – М.: Педагогика, 1982 – С.245.
  2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.; Л., 1948 – 1950. Т. 8. С.90.
  3. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. Материалы педагогических исследований, 1961. С.115.
  4. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Просвещение, 2015. С 184.
  5. Хамитова А.И., Иванов В.Г. Формы организации обучения общей и неорганической химии в университетском комплексе технологического вуза. Казань, 2007. С.33-43.
  6. Сластенин В.А. Культура умственного труда студентов. М., 1964. С 264.
  7. Ежик И. Г. Научно-методическое обеспечение учебного информационного взаимодействия в группе на базе интерактивных электронных образовательных ресурсов (на примере обучения курсантов английскому языку в военном вузе). М., 2013. С. 115.
  8. Темников Д. А. Методология разработки и графическое оформление электронных образовательных ресурсов. Казань: Бриг, 2010, С. 80.
  9. Радевская Н. С. Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых на основе применения цифровых образовательных ресурсов / Н. С. Радевская. Санкт-Петербург: ИПКСПО, 2008. С. 111.
  10. Каспаринский Ф.О. Мультимедийные интерактивные ресурсы в образовательном процессе: реалии и перспективы развития. М., С.182.
  11. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б, Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде / Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова, О.В. Яковлева, Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 121-130.

Оставить комментарий: