gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Черемных А. Н.

ПГНИУ

г. Пермь

a.cheremnyh@yandex.ru

 

Виртуальная образовательно познавательная площадка как средство выстраивания личного здоровьесберегающего образовательного пространства студента вуза

 

  В статье выделяются приоритетные направления образовательной политики государства, на которые должны опираться вузы формируя образовательное пространство. Анализируется сформированность здоровьесберегаещего образовательного пространства ведущих вузов Перми. Предложено решение проблемы результативности его формирования посредством внедрения в образовательный процесс виртуальной образовательно-познавательной площадки на примере Пермского государственного национального исследовательского университета.

 

Cheremnykh A. N.

PSU

Perm, Russia

 

Virtual cognitive and educational platform as a means of building a personal health-saving educational space of a university student

 

  The article highlights the priority directions of the state's educational policy, which should be used by higher education institutions in forming the educational space. The author analyzes the formation of the health-preserving educational space of the leading universities in Perm. It is proposed to solve the problem of the effectiveness of its formation by introducing a virtual educational and cognitive platform into the educational process on the example of the Perm state national research University.

 

 

  Об актуальности формирования здоровьесберегающего пространства свидетельствуют положение Федерального закона «об образовании РФ», в котором один из принципов государственной политики утверждает приоритет жизни и здоровья человека [11]. Нормативными основаниями, определяющими здоровьесберегающую деятельность, являются «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2020 года» [7] и современная концепция модернизации российского образования «Национальная доктрина образования в российской федерации до 2025 года» [6], в соответствии с которыми необходимо решать задачи сохранности жизни, здоровья, повышать ценность физического воспитания и самосовершенствования детей, учащихся и студентов.

 

  Поэтому для достижения цели формирования, сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса вуза необходимо создание здоровьесберегающего образовательного пространства (ЗОП) как совокупности всех субъектов и объектов, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах и организационно педагогических условий целенаправленной здоровьесберегающей образовательной деятельности, которая способствует полноценному формированию личности, содействует самосовершенствованию и саморазвитию в обретении ценности здоровья и его укреплении, поддержанию здорового образа жизни субъектов.

 

  Нами были исследованы ЗОП нескольких вузов Перми и, для сравнения ‑ одного из вузов Нижнего Новгорода. ЗОП рассматривалось по 7 критериям (широта, интенсивность, степень осознаваемости, обобщенность, доминантность, социальная активность, мобильность). Мы обратились к экспертам‑специалистам в области физической культуры и спорта нескольких вузов, которые участвовали в мониторинге развития ЗОП вузов; они дали оценку каждому из представленных вузов.

 

  Анализируя результаты исследования, мы пришли к выводу, что вузы, в обозначенном вопросе, имеют много общего, и выявили, что основными минусами ЗОП всех вузов являются следующие шесть:

  1. Плохая осведомленность субъектов образовательной деятельности об объектах, связанных со здоровьесберегающей деятельностью (студенты не понимают, что где находится, когда это можно посещать, как это совмещается с образовательной деятельностью, т.е. нет взаимодействия объектов и субъектов).
  2. В образовательном процессе не используются информационные технологии, мало используются интерактивные методы обучения.
  3. Низкий уровень обобщенности ЗОП, таких критериев как субъектный состав команды единомышленников, степень включенности педагогов, и обучающихся в процесс развития здоровьесберегающей деятельности, реализация авторских образовательных моделей.
  4. Практически не транслируются достижения объектов здоровьесберегающей образовательной деятельности (только на сайте спортивного клуба вуза, который посещают, как правило, только спортсмены).
  5. Слабая ценностная установка на ведение здоровьесберегающей деятельности и физическое самосовершенствование.
  6. Низкий уровень мобильности ЗОП, таких критериев как мобильность целей, содержания, средств и методов образования.

 

  Все выше сказанное, заставило специалистов и руководство ПГНИУ задуматься об актуальности формирования ЗОП в вузе.

 

  Также нами были проанализирован запрос государства и непосредственно нашего вуза, касающийся перспектив изменения образовательного пространства:

  1. Документ «Стратегия развития Пермского государственного национального исследовательского университета на 2012–2016 гг. и на период до 2020 г.» [9]. В ходе, изучения которого, мы выделили несколько приоритетных направлений в стратегии развития, которые повлияли на формирование ЗОП нашего университета:

  • повышение роли самообразования студентов;
  • переход на смешанное обучение;
  • подготовка выпускника, отличающегося креативностью и предприимчивостью, стремлением к поиску истины, саморазвитию, способного работать в команде, проектировать новые виды деятельности адекватные вызовам времени, ориентируясь на потребности общества и выступая с инициативами инновационного характера;
  • открытость научного и образовательного пространства Университета за счет внедрения образовательных платформ и образовательных сайтов.

  2. Документ «Национальная доктрина образования в РФ», в котором одной из важных задач ставится «создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие дистанционного обучения» [6].

 

  Сейчас национальные исследовательские университеты, каким является ПГНИУ, придерживаясь образовательных стандартов, могут вносить изменения в программы учебных дисциплин. Так в учебную дисциплину «Физическая культура», был введен теоретический модуль, который включает в себя лекции и семинарские занятия.

 

  Проанализировав проблемы, выявленные в ходе исследования ЗОП, приоритетные направления государства и университета и нововведения в образовательной программе учебной дисциплины «Физическая культура», мы пришли к выводу что лучшим решением будет создание виртуальной образовательно – познавательной площадки (ВОПП). Которая объединит все компоненты ЗОП, повысит познавательную активность и мотивацию к занятиям физической культурой, поспособствует формированию ценности здоровьесбережения и готовности студентов к физическому самосовершенствованию, а также станет основой для самостоятельного выстраивания личного ЗОП.

 

  Прежде чем мы выведем термин «виртуальная образовательно-познавательная площадка», рассмотрим значение каждого слова. «Виртуальность» в трактовке свободной универсальной интернет-энциклопедии - это некий объект, который реально не существует, но при определенных условиях, может возникнуть [2]. Под понятием «познание» подразумевается совокупность процедур, процессов и методов приобретения знаний о закономерностях и явлениях объективного мира [5]. Сравнительно небольшое пространство, которое специально устроено для использования в определенных целях, называют «площадкой» [4]. Термин «познавательный» означает способствующий познанию, расширению знаний [8]. В психологии "познание" рассматривают как способность к переработке внешней информации и умственному восприятию [3]. "Образовательный", по толковому словарю русского языка, служащий для образования, содействующий получению знаний [10]. По мнению О.А. Александровой, единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций, называется "образованием" [1].

 

  Обобщая все эти понятия, пришли к выводу, что:

 Виртуальная познавательно-образовательная площадка (ВПОП) – сравнительно небольшое интернет пространство, специально разработанное для выстраивания личного образовательного пространства обучающегося, содержащее совокупность процедур и методов приобретения знаний, навыков и умений, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций, что способствует результативному умственному восприятию, переработке внешней информации и образованию.

 

  В образовательном пространстве ПГНИУ ВОПП встраивается следующим образом (см. таб.1).

 

Таблица 1 – Структура учебной и внеучебной деятельности в рамках учебной дисциплины «Физическая культура»

  Таким образом, ВОПП обеспечивает смешанное обучение, открытость, обобщенность и мобильность образовательного пространства, способствует самообразованию студентов вуза и формированию у него готовности к физическому самосовершенствованию и результативному выстраиванию личного здоровьесберегающего образовательного пространства.

 

Литература:

  1. Александрова О. А. Образование: доступность или качество - последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2. С. 83 - 93.
  2. Виртуальность - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Виртуальность (дата обращения 14.02020)
  3. Клещенко Е. Библиотека мозга // Химия и жизнь - XXI век. 2012. № 12.
  4. Площадка - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Площадка (дата обращения 14.02.2020)
  5. Познание - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Познание (дата обращения 14.02.2020)
  6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения 102.2020)
  7. Приказ Минспорта России «О реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» URL: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения 19.02.2020)
  8. Словарь русского языка: Ок. 57000 с. / С. И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. Яз., 198 - 750 c.
  9. Стратегия развития Пермского государственного национального исследовательского университета на 2012–2016 гг. и на период до 2020 г. От 26.12.2012 Протокол №5 URL: http://www.psu.ru/files/docs/normativnaya_baza/base_nd/strategy_pgniu_.pdf (дата обращения 15.02.2020)
  10. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1938. 2т. -1039 с.
  11. Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 15.02.2020)
gallery/cheremnykh1

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Евдокимова Марьяна Михайловна:

 

Уважаемый автор!
Ваша работа заставила меня задуматься о проблемах создания виртуальной познавательно-образовательной площадки на базе ВУЗа. Интересно узнать у Вас, с какими проблемами пришлось столкнуться при реализации приведённой Вами модели.

 

17.03.2020 20:32

Жабина Вероника Михайловна:

 

На мой взгляд, в настоящее время проблема низкой физической культуры является особенно острой. Занятия по ФК проводятся как в школе, так и в университете, но зачастую эти занятия не являются особенно продуктивными в силу низкой мотивации обучающихся, которая в том числе проистекает из неосведомленности о том, какую пользу приносят занятия спортом. Поэтому представленная в статье схема комплексных занятий по ФК, влючающих в себя и теоретические (просвещающие) материалы, и практику, кажется мне довольно интересной и перспективной.

 

18.03.2020 15:45

Черемных Анна:

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо за комментарии.

 

На вопрос Марьяны Михайловны отвечу так: главное при реализации данной идеи это поддержка руководства. Мало иметь целеустремленность, креативность, терпеливость и трудолюбие, дело пойдет быстрее при финансовой и технической поддержке вуза. Также столкнулись с первой реакцией студентов, когда предложили им работать с Вопп. Одни с интересом приняли идею позаниматься "виртуальной физкультурой", другие считали Вопп дополнительной нагрузкой, которой у них и так не мало. На данный момент эксперимент с внедрением площадки прошёл успешно. Мы имеем высокую ежедневную посещаемость Вопп студентами, тестирование показало достоверное повышение их познавательной активности и важно то, что уменьшилось количество "незачетников" по прикладной ФК.

 

20.03.2020 06:53

Трофимова Анна Викторовна:

 

Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса вуза сегодня стоит особенно остро в условиях дистанционного обучения, поэтому, по моему мнению, статья является актуальной. Данные, полученные в ходе исследования ЗОП вузов Перми и Нижнего Новгорода, а именно выявленные автором минусы, полностью коррелируют с отрицательным сторонам организации здоровьесберегающей деятельности в вузах Петербурга, в связи с этим создание ВОПП в пространстве других городов так же представляется целесообразным.

 

22.03.2020 17:39