gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Брондзя Д.С.  

Козина Н.Д. 

РГПУ им. А.И. Герцена 

г. Санкт-Петербург 

brondzya.darya@gmail.com 

nathalieshishkina@gmail.com

 

Цифровая среда поддержки проектной деятельности студентов бакалавриата технологического образования 

 

  В статье рассмотрены возможности и основные инструменты цифровой среды поддержки проектной деятельности студентов бакалавриата технологического образования. Обосновано использование социальных сетей в проектной деятельности студентов. Приведены функциональные компоненты интернет-платформ и сервисов, которые можно эффективно использовать в качестве инструментов среды поддержки проектной деятельности.

 

Brondzya D.S. 

Kozina N.D. 

HSPU 

St. Petersburg, Russia 

 

 

Digital environment for supporting bachelors’ project activities of technological education 

 

  The article considers the possibilities and main tools of the digital environment for supporting bachelors’ project activities of technology education. The use of social networks in students’ project activities is justified. In the article, the authors present functional components of Internet platforms and services that can be effectively used as tools for supporting project activities.

  

 

  Сегодня подготовка профессионала в области технологического образования существенно изменилась, что связано с требованиями современного рынка труда и запросами цифровой экономики. Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию [1]. С 2018 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ (ФГОС 3++ ) – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, включающий перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по данному направлению подготовки. Данные нормативные документы определяют требования как к структуре программы, так и к результатам освоения и условиям реализации программы. ФГОС 3++ регламентирует обязательную универсальную компетенцию УК-2 «Разработка и реализация проектов» для всех направлений подготовки.

 

  Также, концептуальной основой модернизации технологического образования является Концепция преподавания учебного предмета «Технология» (далее – Концепция), разработанная на основании поручения Президента Российской Федерации от 4 мая 2016 г. с учетом ряда нормативных документов, в число которых входит программа Национальная технологическая инициатива, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В содержании Концепции указано, что проектный метод становится ведущим методом во всех видах образовательной деятельности, что способствует формированию у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности.  

 

  Обязательным требованием современного рынка труда  является новый набор базовых знаний и умений, необходимых для использования возможностей современной цивилизации (цифровые, правовые, финансовые). Но проектные умения, знания и навыки ещё не в полной мере усваиваются молодым поколением в системе образования [4]. 

 

  В условиях общемировой тенденции цифровизации различных сфер жизни общества в ФЗ №273 “Об образовании в Российской Федерации” и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования были внесены дополнения, которые описывают условия реализации цифрового образования, а также предъявляют новые требования к результатам образовательной деятельности студентов. В соответствии с этими требованиями, выпускники вузов должны обладать компетенциями, которые позволят им осуществлять профессиональную деятельность в условиях цифрой среды. 

 

  Поэтому, можно утверждать, что развитие проектной деятельности студентов с применением новых цифровых инструментов в образовательном процессе является одной из актуальных задач технологического образования. В контексте нашего исследования рассматривается одно из возможных решений этой задачи - создание цифровой среды поддержки проектной деятельности, основанной на следующих интернет-платформах и интернет-сервисах:  

  • социальные сети: Вконтакте, Instagram; 
  • видео-хостинг YouTube; 
  • сервисы Google. 

  Использование социальных сетей в проектной деятельности обосновано тем, что современные студенты активно используют их в своей повседневной деятельности [5], они знакомы с интерфейсом социальных сетей и их функционалом. Результаты исследования [5] говорят о том, что студенты используют социальные сети в образовательном процессе для обмена учебной информацией, общения с другими студентами, а также просмотра и прослушивания учебных видео- и аудиоматериалов. 

 

  Цель цифровой среды поддержки проектной деятельности заключается в создании условий, обеспечивающих интеграцию учебной и внеучебной деятельности в реализации проектов студентами бакалавриата технологического образования. 

В таблице 1 приведены функциональные компоненты интернет-платформ и сервисов, которые, на наш взгляд, можно эффективно использовать в качестве инструментов среды поддержки проектной деятельности. 

 

Таблица 1 – Инструменты цифровой среды поддержки проектной деятельности

gallery/bron1
gallery/bron2
gallery/bron3

  Использование цифровых ресурсов организации проектной деятельности и соответствующих им инструментов позволяет реализовать функции цифровой среды поддержки следующим образом: 

 

При помощи инструментов предоставления (получения) информации осуществляется: 

  • информационная поддержка проектной деятельности студентов (по направлениям: создание собственного проекта; получение опыта на практике или стажировке; участие в конкурсах, ярмарках или выставках); 
  • обобщение результатов проектной деятельности студентов, реализуемых разными курсами, и презентация продуктов проектной деятельности (самопрезентация); 
  • профессиональное самоопределение и профориентация (возможность выбрать своё направление, основываясь на анализе презентаций результатов проектной деятельности других студентов). 
  •  

Инструменты управления позволяют преподавателям и студентам старших курсов совместно с администраторами среды: 

  • стимулировать проектную деятельность студентов (делать её целенаправленной, осуществляя рассылку о конкурсах, стажировках, вакансиях; организованной – уведомления о новых мероприятиях и информационных постах).  
  • организовывать, используя сервисы Google, процесс формирования проектных команд и назначения куратора-преподавателя каждой проектной группы.  

 

Инструменты коммуникации позволяют:  

  • создать единое пространство проектного междисциплинарного взаимодействия студентов вне аудитории; 
  • формировать коммуникационный ресурс, который служит основой для создания образов партнёров у участников среды (как у студентов, так и у преподавателей); 
  • анализировать преподавателю цифровые следы деятельности студентов, на основе чего обеспечивается своевременная опережающая информационная поддержка; 
  • обеспечивать обмен опытом между студентами (передача и получение практических знаний). 

 

  На текущем этапе работы мы проводим исследование возможностей интернет-платформ и сервисов при организации проектной деятельности студентов в РГПУ им. А. И. Герцена. В эксперименте принимают участие преподаватели и студенты бакалавриата кафедры технологического образования. 

 

 Использование инструментов интернет-платформ позволяет осуществить переход к новой модели организации проектной деятельности, направленной на формирование новых ценностей и мотиваций, нового содержания, и, как результата, инновационного продукта проектной деятельности.   

 

  Материалы подготовлены при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00108 от 25.04.2019). 

 

Литература: 

  1. Акимова О.Б., Щербин М.Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 1. С. 27–34.  
  2. Цифровая грамотность для экономики будущего / Баймуратова Л.Р., Долгова О.А., Имаева Г.Р., Гриценко В. И.. Смирнов К.В., Аймалетдинов Т.А.. Аналитический центр НАФИ. - М.: Издательство НАФИ, 2018. - 86 с. 
  3. Козлова Н.Ш. Современные технологии в сетевой безопасности. Цифровая экономика: новая реальность: сборник статей по итогам Международной научно- практической видеоконференции, посвященной 25-летию вуза. Майкоп, 2018. С. 45 
  4.  Двенадцать решений для нового образования. Тезисы доклада Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. – М., 2018. – 9 с. – https://www.hse.ru/data/2018/04/04/1164616733/Тезисы%20доклада%2012%20решений%20для%20нового%20 образования.pdf 
  5. Кох И.А., Мельник А.В. Социальные сети как средство коммуникации в образовательной среде вуза // Социум и власть. 2019. №1 (75).  

 

 

 

gallery/bron4
gallery/bron5

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Забоева Светлана Павловна:

 

Так как авторы статьи указали, что на текущем этапе работы проводят исследование возможностей интернет-платформ и сервисов, то уточню, что YouTube видеохостинг с обновляемыми Принципами сообщества. Это прекрасная площадка для размещения информации, но вот коммуникационный потенциал сильно ограничен. В связи с новой политикой сервиса есть существенное ограничения возможности оставлять комментарии. К сожалению, даже после совершения всех действий и даже жалоб на аппеляцию YouTube может не вернуть возможность комментирования видео. Есть возможность обсуждения на вкладке "Сообщество", но не каждый автор создает отдельный пост к каждому из своих видео.

 

18.03.2020 18:06

Куликова Светлана Сергеевна:

 

Очень актуальная тема! Проектная деятельность затрагивает важные аспекты современного процесса обучения - организация самостоятельной деятельности обучающихся, творческий подход к обучению, индивидуализация образовательного пути, новая роль и деятельности обучающихся, педагога и пр. Цифровая среда поддержки проектной деятельности, бесспорно, будет полезна и востребована субъектами образования. Успешной апробации среды! Очевидно, среда поддержки ПД будет способствовать успешному процессу реализации проектов, достижению качественных результатов, продуктов. Однако, это ведь не единственное целевое назначение среды, наверняка она ориентирована на решение широкого круга задач. Хотелось бы уточнить у авторов про ожидаемые результаты при условии создания, функционирования и развития среды поддержки ПД.

 

19.03.2020 17:05

Татьяна Борисовна Павлова:

 

Уважаемые авторы! С большим интересом познакомилась с Вашим проектом. Мне представляется, что это достаточно универсальная разработка, которая может найти применение в организации проектов различной направленности. Будет очень интересно узнать о первых результатах внедрения этой площадки, как воспринимают студенты предложенные им виды взаимодействия, тем более это касается не только официального учебного процесса.

 

19.03.2020 17:19

Наталия Дмитриевна Козина:

 

Уважаемая Татьяна Борисовна, спасибо за Ваш интерес к нашему исследованию. Приятно, что студенты заинтересованы в развитии цифровой среды и постепенно включаются в работу. В дальнейшем мы будем рады поделиться результатами внедрения площадки!

 

21.03.2020 12:34

Наталия Дмитриевна Козина:

 

Уважаемая Светлана Павловна, спасибо большое за Ваш комментарий! Действительно, возможности видеохостинга YouTube являются принципиально важными для нашего исследования. Мы обязательно учтём новую политику сервиса и подумаем, как лучше организовать обратную связь с участниками.

 

21.03.2020 12:23

Брондзя Дарья:

 

Уважаемая Светлана Сергеевна, спасибо за интерес к нашей статье!
Планируется, что создаваемая цифровая среда будет нацелена также на решение следующих задач: повышение эффективности рабочего времени педагога, повышение мотивации студентов, развитие междисциплинарных связей среди студентов, формирование опыта профессиональной деятельности у студентов, а также развитие у студентов умения самоорганизации в учебной и профессиональной деятельности.

 

23.03.2020 00:20

Зинченко Марина Вячеславовна:

 

Статья посвящена актуальной в современном образовании теме - организации проектной деятельности студентов вуза в цифровой среде. Авторами подробно рассмотрены цифровые инструменты и их функционал, выделена их типология: инструменты представления информации о проектной деятельности, инструменты ее управления и организации коммуникации, рассмотрены возможные цифровые следы применения цифровых инструментов при проектной деятельности. Представляется обоснованной ориентация на сетевые сервисы по причине их большой популярности у молодежи, знакомому интерфейсу. Интересно узнать проекты какой направленности предполагается реализовать в рамках предложенной среды, а также особенности планирования, включения в учебные программы и ожидаемый результат от реализации замысла.

 

02.05.2020 17:17