Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Бойко Л.М.

Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН

Москва

 

Образовательная мультимедиа среда: тренинг преподавателей для записи видеолекций как инструмент повышения эффективности образования

 

В работе рассматривается проблематика подготовки лекторов для записи видеолекций как инструмент повышения эффективности онлайн-образования. Конверсия аудиторных лекций в видеолекции требует использования новых приемов и новых компетенций от лекторов.

 

Boyko L.M.

V. A. Trapeznikov Institute of Management Problems of the Russian Academy of Sciences

Moscow

 

Educational multimedia environment: the training of teachers to record video lectures as a tool to improve the effectiveness of education

 

The paper describes the training of professors organized in ICS RAS. The aim is to improve professors’ skills in videolecturing thus improving the efficiency of online education in corresponding disciplines.

 

К очевидным преимуществам онлайн образования относится возможность для студентов действовать по гибкому расписанию и иметь собственный ритм освоения материала [1]. Согласно докладу Всемирного экономического форума онлайн-образование требует на 40–60% меньше времени, чем нецифровое, аудиторное, образование, в том числе и потому, что студенты могут продвигаться в собственном комфортном темпе, возвращаться к пройденному, ускоряться или вообще проскакивать несложные для них темы. Полный контроль над материалом – видеолекциями, также усиливает чувство вовлеченности в содержание учебного материала [2].

 

Организационно онлайн-образование требует трех составляющих – государственной или общественной инфраструктуры, которая будет обеспечивать учебное заведение качественным интернетом; цифровое оборудование и обучение цифровым компетенциям участников процесса, а также сами участники [3].

 

Бесперебойная работа цифровой инфраструктуры и навыки работы с ней исключительно важны во избежание технических сложностей – проблем с загрузкой материалов, отказов входа в систему, отсутствие или распадающиеся звук или видео и т.д. Другим важнейшим фактором является качество самого образовательного контента, который должен быть соответствующим образом адаптирован для цифровых платформ без потери качества. В качестве одного из ключевых недостатков цифрового контента студенты характеризуют его как скучный и неувлекательный [4].

 

Когда речь идет не о документальной фиксации живых лекций, а о процессе записи специально срежиссированного для учебных целей видео, нельзя говорить о механическом переносе лекции онлайн. Качественный результат требует соблюдений определенных условий.

 

Во-первых, для полноценного восприятия хронометраж видеолекций должен быть существенно короче, чем стандартная пара. Как правило, это 15-20 минут. Темы лекций должны быть соответствующим образом сегментированы. Это объясняется тем, что человеку трудно продолжительное время удерживать внимание на одной точке – экране, где нет «киношной» динамики. Также необходимо учитывать, что изменилось качество студенческой аудитории. Сократилось «полезное время» – длительность временного отрезка, во время которого молодой человек способен усваивать знания. Это произошло вследствие распространения клиповой культуры, основные особенности которой – мозаичность и фрагментарность образа, его яркость и кратковременность, быстрая смена картинки; алогичность, разрозненность, отрывочность и отсутствие целостных моделей [5].

 

Исследователи отмечают, что удовлетворённость студентов видеолекциями находится в тесной связи с содержанием курса, их восприятием конкретной лекции, пониманием её места в содержании курса и взаимосвязи её темы с темами других лекций курса [6]. Следовательно, курс лекций должен представлять собой логически связанную последовательность тем, в которых было бы легко ориентироваться как, например, в оглавлении книги. Такой «гид» должен сопровождать как каждую отдельную лекцию, так и весь курс. Причем, в некоторых курсах полезно дополнительно записывать вводное видео, «введение в курс», на котором подробно объясняется цель и структура курса, а также дается инструкция по пользованию материалами.

 

Органичная часть аудиторного учебного процесса – взаимодействие преподавателей и студентов и студентов между собой. При аудиторной форме занятий такое взаимодействие, во-первых, присутствуют «по умолчанию», а во-вторых, используются как мощный обучающий инструмент. При онлайн обучении приходится придумывать инструменты, чтобы его обеспечить.

 

Трудности взаимодействия между участниками учебного процесса онлайн является одной из важнейших проблем, которую предстоит решить. При использовании коммуникационных онлайн-платформ реального времени (например, общедоступных ZOOM, Skype и других) эффекта взаимодействия преподаватель-студент достичь проще, чем при записи видеолекций, когда лектор не может непосредственно ответить на вопросы, переформулировать или уточнить свои высказывания.

 

Как одно из решений – лекции должны быть яркими, цепляющими и доходчивыми, с правильными акцентами и пояснениями. В этом случае снижается вероятность того, что студент будет отвлекаться или игнорировать важные сведения. При этом нужно максимально использовать цифровые возможности – встраивать ссылки, пояснения, названия, цитаты и пр.

 

Исследования моделей поведения студентов MOOC-курсов, проведенные в Томском государственном университете, показали, что студенты хотят видеть лекции визуально привлекательными, понятными, актуальными и динамичными. Важными составляющими они считают грамотную, с хорошей артикуляцией, и компетентную речь спикера. Большинство считает необходимыми элементами видеолекции титры, субтитры, текстовые комментарии, наглядные и дополнительные материалы и визуализацию. Большое значение для них имеет встроенность видеолекции в понятную и целостную конструкцию учебного процесса. [4]

 

Роль лектора в создании такого контента – определяющая, хотя, безусловно, многое зависит также от оператора и монтажера. Именно поэтому в ИПУ РАН было решено провести тренинг спикеров для записи видеолекций.

 

Содержание лекций невозможно перенести «в цифру» механически. Они должны быть соответствующим образом адаптированы с учетом ограниченного размера экрана и особенностей визуального, «плоского», экранного изображения. Слуховое восприятие записанной на аудионоситель речи также отличается от непосредственного общения. По-иному нужно предъявлять аудитории формулы, графики, схемы и т.д. Процесс записи видеолекций требует усилий команды, однако спикер остается в центре процесса.

 

Чтобы видеозапись стимулировала интерес у аудитории, рекомендуется использовать перечисленные ниже приемы:

 

Таблица 1 – Приемы для адаптации учебных лекций к видеозаписи

Оставить комментарий:

Один из часто задаваемых вопросов в ходе тренингов, в какой степени преподаватель может сохранить свою индивидуальность при записи видеолекций. В большинстве случаев вопросы касаются внешнего вида («Могу ли я быть в джемпере?» или «Какая прическа лучше?» или «Могу ли я шутить во время лекции?», «Могу ли я отвлекаться на истории?» и т.д.). Безусловно, индивидуальность – самое сильное качество видео, но что допустимо или что предпочтительно, в каждом случае решается лично каждым спикером.

 

На психологическом уровне очень важна адаптация не просто к цифровым инструментам как таковым, но к новым моделям коммуникативного взаимодействия через них. Одна из целей тренинга и заключалась в том, чтобы помочь лекторам найти свой индивидуальный стиль, подходящий для записи видеолекций.

 

Для успешной переверстки лекций в цифровой формат, преподавателям нужен ряд новых компетенций. Прежде всего, навыки работы перед камерой. К ним относятся культура речи и соответствующие ораторские приемы, внешний вид, позирование, язык тела.

 

При подготовке видеолекций спикеров ИПУ РАН мы провели трехдневный тренинговый курс, в котором отрабатывали следующие навыки: технику речи, логику речи, взаимодействие с аудиторией, личные презентационные навыки, эффективную подготовку к презентации. Каждый участник имел возможность записать две видеопрезентации – в первый и в завершающий дни.

 

Курс состоял из теоретической части, самостоятельной работы и видеозаписи. Обсуждалась адаптация контента и приемы его передачи, разбирались типичные ошибки. Проводились индивидуальные консультации на интересующие спикеров темы. Важно, что обсуждался практический и актуальный материал – именно тот, который спикеры планировали записать в качестве видео лекций, а не отвлеченный, «учебный», материал. Такой подход гарантировал вовлеченность участников.

 

На видео, которые были записаны в самом начале тренинга, презентации участников почти не отличалась от аудиторной лекционной формы. Некоторым спикерам было не очень комфортно физически, так как камера была установлена стационарно, а им присущи резкие жесты и движение по аудитории. Некоторые спикеры говорили слишком громко, что нормально для класса, но на видео производило впечатление искусственности или даже аффектации. Отдельную сложность представляли сложносочиненные и сложноподчиненные обороты речи, которые, в записанном виде, затрудняют слуховое восприятие материала. Отрабатывались жесты, позы, представление формул, интонация, скорость речи и ораторские приёмы.

 

Несмотря на то, что уже во время тренинга качество видео презентаций, записанных в первый день и после окончания курса, существенно изменилось в лучшую сторону, основной эффект проявился через 10-20 дней.

 

Все записанные лекции были приняты в качестве учебного курса на соответствующие образовательные видео платформы. [7]

 

Литература:    

  1. Norma I. Scagnoli, Jinhee Choo, Jing Tian Students' insights on the use of video lectures in online classes, British Journal of Educational Technology, Volume 50, Issue 1, January 2019, Pages 399-414 https://bera-journals.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/bjet.12572
  2. Li, C. and Lalani, F. (2020), The COVID-19 Pandemic has Changed Education Forever. This is How, 2020, available at: https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning/ (accessed 21 August 2020).
  3. https://edtechhub.org/about-edtech-hub/events/reimagine-education-technologys-role-in-addressing-education-challenges/ (Видеозапись конференции Reimagine Education: Technology’s Role in Addressing Education Challenges международной исследовательской организации EdTech Hub)
  4. Yasmeen Shamsi Rizvi, Asma Nabi Transformation of learning from real to virtual: an exploratory-descriptive analysis of issues and challenges, Journal of Research in Innovative Teaching & Learning, Volume 14 Issue 1, ISSN: 2397-7604
  5. Тоффлер Э. Шок будущего = Future Shock, 1970. — М.: АСТ, 2008
  6. G. Mozhaeva, D. Maslova, K. Yakovleva. Correlation of MOOC students’ behavior patterns & their satisfaction with the quality of the course // Advances in Economics, Business and Management Research – Proceedings of the “New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development” (NSRBCPED 2019) – Vol.131, pp. 623-629
  7. Образовательная среда ИПУ РАН https://lms.ipu.ru/