Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Бороненко Т. А.

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

заведующая кафедрой информатики и информационных систем,

доктор педагогических наук,

профессор

Федотова В.С.

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

доцент кафедры информатики и информационных систем,

кандидат педагогических наук,

доцент

 

Цифровые технологии в профессиональном саморазвитии учителя

 

В исследовании определены возможности цифровых технологий в профессиональном саморазвитии учителя. Предложены цифровые инструменты и сервисы, которые позволяют педагогу творчески организовать педагогическую деятельность по различным направлениям.

 

Boronenko T.A.

Fedotova V.S.

Pushkin Leningrad State University

 

Digital technologies in the professional self-development of a teacher

 

In the article, the authors define the possibilities of digital technologies in the professional self-development of a teacher. The authors consider digital tools and services that allow the teacher to creatively organize pedagogical activities in various areas.

 

Дидактические возможности цифровых технологий в работе учителя проявляются в решении задач повышения познавательной активности обучающихся и мотивации их к обучению, диверсификации вариантов представления учебной информации. Они способствуют внедрению новых инструментов обучения, способов оформления учебного онлайн-пространства. Интеграция учителем в учебный процесс цифровых сервисов и инструментов позволяет ему успешно решать профессиональные задачи по организации образовательного пространства, продуманно подходить к выбору инструментальных средств для проведения занятий в соответствии с поставленными целями, разрабатывать цифровые образовательные ресурсы, осуществлять мониторинг успеваемости обучающихся, оценивать их индивидуальные достижения, раскрывать их творческие способности.

 

Цифровая образовательная среда не только требует от учителя овладения определенным новым составом цифровых компетенций, но и предоставляет широкий спектр возможностей для его творческой самореализации, становится основой профессионального саморазвития педагога. Саморазвитие учителя – это особый вид деятельности, который обеспечивает успешное вхождение педагога в профессиональную деятельность.

 

Российским ученым В.А. Сластениным отмечается, что профессиональное саморазвитие – это «процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл профессионального саморазвития» [3, с. 3]. Готовность учителя к профессиональному саморазвитию рассматривается исследователями как «процесс собственной активности в изменении, духовно-нравственном развитии и как интегральное образование, которое влечет за собой новое качественное состояние личности и ее деятельности [2, с. 71]. Выбор учителем собственного пути развития предопределяется стимулирующей окружающей его средой. При этом предпосылками к рождению мотива к саморазвитию у учителя являются его профессиональные потребности. Мы придерживаемся мысли, что «профессиональное творчество педагога является ресурсом, фактором и механизмом саморазвития в профессиональной деятельности» [4, с. 92].

В современном меняющемся мире творческое отношение к делу играет важную роль. Именно на его основе происходит приобретение опыта саморазвития. Учителю важно научиться принимать решения в ситуациях неопределенности, определять свой вектор профессионального роста и развития, формировать свою индивидуальную педагогическую концепцию. «Мотив к саморазвитию должен рождаться в ходе самоанализа своей деятельности. Рождение чувства удовлетворенности или неудовлетворенности ею создает градиент саморазвития» [1, с. 113] и на это должны быть направлены все современные ресурсы.

 

В цифровой образовательной среде творческое начало учителя может проявляться в различных направлениях педагогической деятельности. При этом на помощь ему могут прийти самые разнообразные цифровые инструменты и сервисы.

 

1. Подготовка учебных материалов разного уровня интерактивности и наглядности.

 

В этом смысле могут найти применение ориентированные на это интернет-сервисы: 1) EdPuzzle – сервис для создания интерактивных онлайн-уроков на основе видео-фрагментов; 2) ThingLink – сервис, позволяющий оживлять статичные изображения с помощью добавления маркеров/тегов с интерактивной информацией: ссылками, видео, аудио и другими картинками; 3) LearningApps.org – бесплатный онлайн-сервис для создания интерактивных заданий для обучающихся, которые можно использовать при изучении нового, для повторения и закрепления, контроля усвоения учебного материала, а также создания тренажеров; 4) Mentimeter – сервис для создания интерактивных презентаций, обеспечивающий мгновенную обратную связь от аудитории, универсальный инструмент для голосования; создание мультимедийных презентаций (Prezi); 5) Renderforest – сервис для создания видео, анимации, графического дизайна, логотипов и сайтов онлайн; 6) для представления и публикации информации, в том числе для создания буклетов, брошюр, постеров, плакатов, листовок, открыток, приглашений, грамот, дипломов, визиток, инфографики, видео, презентаций и др. (Piktochart, Canva и др.),

 

2. Стремление к творческой коллективной деятельности и сотрудничеству, профессиональной коммуникации средствами цифровых технологий, участие в профессиональных сетевых сообществах.

Наиболее востребованными облачными сервисами по организации совместной работы рассматриваются сервисы Google, включающие в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена (Google-диск).

 

3. Создание условий для активной индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, совместной, самостоятельной работы и проектной деятельности обучающихся.

Здесь находят свое широкое применение: 1) создание и использование совместных учебных классов (Google ClassRoom); 3) сервисы управления проектами в режиме онлайн (Trello); 4) виртуальные доски для планирования и заметок, которые позволяет организовать в формате онлайн активную коллективную мыслительную деятельность, организовать групповую дистанционную работу над учебным материалом в режиме реального времени; 5) инструменты для составления карт разума (ментальных или интеллектуальных карт, визуализации результатов мозгового штурма Mindomo; 6) виртуальные маркерные и интерактивные доски – инструмент для дистанционной работы в режиме реального времени.

 

5. Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, стремлении к созданию индивидуальных образовательных технологий. Здесь могут быть активно использованы возможности систем управления учебным процессом (LMS).

 

6. Планирование деятельности и управление. Здесь могут быть использованы: 1) SessionLab – это онлайн-пространство для планирования и организации деятельности (планировщик занятий); 2) VistaCreate – конструктор для создания создавать расписания для личных или рабочих целей.

 

7. Принятие взвешенных решений, организация контроля знаний обучающихся на основе оперативного получения обратной связи. Для этого используются: 1) сервисы для создания тестов, викторин, дидактических игр (Kahoot!, Socrative и др.); 2) Google формы для организации онлайн-опросов и тестов с возможностью обработки и выгрузки результатов опроса.

 

8. Рефлексия педагогического опыта, осознание индивидуального способа педагогической деятельности и обмен положительным опытом. Важную роль играет создание педагогом собственного сайта или цифрового портфолио. Для разработки портфолио можно использовать готовые шаблоны для создания портфолио ученика от Canva (https://www.canva.com) или выбрать бесплатный конструктор электронного портфолио учителя и ученика uPortfolio (https://uportfolio.ru), онлайн-редактор школьных портфолио ПортфолиоДел! (https://portfoliodel.ru). Подойдут также облачные хранилища, например, Google (загрузка информации в виде отдельных файлов на Google-диск) или создание портфолио в виде сайта, например, средствами Portfolios (http://portfolios.ru). Как копилка достижений портфолио позволяет учителю повышать свою самооценку, способствует развитию его индивидуальности и творческого потенциала, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. Собирая на единой платформе свои достижения, можно задуматься о перспективах развития, поделиться опытом и достижениями. Это способ фиксации, накопления материалов, подтверждающий уровень профессионализма педагога, успехи его учеников, умение решать профессиональные задачи. Портфолио может обеспечить возможность участия в конкурсах, позволяет строить свою индивидуальную траекторию профессионального и личностного развития.

 

Для рефлексии целесообразно обращение педагога к блогам, которые являются доступной средой для развития навыков рефлексии и обеспечивают возможность регулярного приглашения участников образовательного процесса к онлайн-диалогу. Ведение блога дает возможность учителю быстро и легко делиться с обучающимися и их родителями информацией. Блоги позволяют организовать обратную связь с обучающимися, научить их с помощью блогов выражать свои мысли, участвовать в дискуссии, вывести обучающихся на свободный диалог, открыто обсуждать существующие актуальные проблемы. Сегодня существуют платформы для организации блогов (в т.ч. в образовательных целях для ведения школьных блогов). Среди таких платформ – Edublogs (https://edublogs.org), Tumblr (https://www.tumblr.com) и другие.

 

9. Обогащение и диверсификация методов и форм обучения, разработка цифрового образовательного контента в новом формате представления учебного материала: лонгриды, скринкасты, ленты времени и др. Сегодня наиболее актуальными являются сервисы с готовыми шаблонами для создания сайтов, лонгридов с разнообразными блоками для представления контента (Tilda); 2) программы для записи скринкастов (TechSmith Capture и Jing); 3) сервисы для построения ленты времени (Dipity.com) позволяют представить события, явления или факты в привязке к линии времени.

 

10. Непрерывная актуализация и расширение профессиональных знаний. В этом аспекте сегодня хорошо себя зарекомендовали массовые открытые онлайн-курсы (Открытое образование, Skillbox, курсы ИД «1 сентября» и другие).

 

Стремление учителя к овладению новым педагогическим опытом в цифровой образовательной среде при решении широкого перечня педагогических задач становится главным фактором его профессионального саморазвития. Цифровые сервисы и инструменты позволят учителю сделать работу учителя более результативной, динамичной, увлекательной. Они обеспечивают педагогу возможность: 1) создавать новый более интересный и качественный цифровой образовательный контент, делать его интерактивным; 2) планировать ход занятия, максимально продуктивно используя все возможности совместной работы; 3) получать обратную связь от обучающихся в режиме «здесь и сейчас»; 4) проверять знания учеников в игровой форме; 5) создавать свое профессиональное онлайн-пространство.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14185 мк

 

Литература:

1. Квашко Л.П. Внутришкольное повышение квалификации, нацеленное на саморазвитие личности учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. №3(44). С. 111-120.

2. Мезинов В.Н., Захарова М.А., Карпачева И.А., Ларина И.Б. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному саморазвитию // Теория и практика физической культуры. 2021. №3. С. 70-72. DOI: 10.24412/0040-3601-2021-3-70-72.

3. Сластенин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя // Сибирский педагогический журнал, 2005. № 2. С. 3-12.

4. Хохлова А. А. Педагогическое творчество преподавателя как ресурс развития профессионализма // Современное педагогическое образование. 2020. № 1. С. 90-93.

Оставить комментарий: