gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Борисова-Пугачева О.В.

Тумалева Е.А.

РГПУ им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург, Россия

elena_karhu@mail.ru

 

Условия организации сетевого взаимодействия педагогов дошкольного образовательного комплекса

 

  В статье рассматривается проблема организации сетевого взаимодействия педагогов дошкольного образовательного комплекса, являющегося горизонтальным объединением дошкольных образовательных учреждений.

 

Borisova-Pugacheva O.V.

Tumaleva E.A.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Networking conditions of organization of network interaction of teachers of preschool educational complex

 

  The article deals with the problem of organization of network interaction of teachers of preschool educational complex, which is a horizontal Association of preschool educational institutions.

 

Фундаментальной характеристикой труда в обществе становится характер новых отношений, которые во все возрастающей степени сводятся к взаимодействию людей друг с другом, а основной формой организации производства и внутриорганизационного управления выступает сеть [2]. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает в качестве одной из первоочередных задач построение инновационных моделей управления образовательным процессом. Сетевое взаимодействие как ресурс развития образования — это устойчивое, организационно оформленное взаимодействие образовательных организаций между собой и с субъектами внешней среды в целях повышения эффективности использования совокупного потенциала системы образования.

 

Организационные формы реструктурирования образования предполагают создание разнообразных образовательных комплексов, как одной из форм самоуправления и кооперации в образовании. Учредителями образовательного комплекса могут быть директора школ, районные отделы или региональные министерства и департаменты. Комплексы образовательных учреждений могут создаваться по этнокультурной или конфессиональной принадлежности, предметной специализации, уровням (ступеням) образования и т.д. [4].

 

Сетевое взаимодействие сегодня в условиях становления образовательных комплексов различной конфигурации - современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным учреждениям, составляющим комплекс не только функционировать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок, реализуется диалог между образовательными учреждениями комплекса и процесс отражения в них опыта друг друга, что позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы, а также отображение тех процессов, которые происходят в образовательном комплексе в целом.

 

Анализ литературы по проблемам организации сетевого взаимодействия в условиях образовательных комплексов показывает, что модели образовательных комплексов, состоящих из нескольких школ, а также школа - дошкольное учреждение сегодня успешно функционируют и решают, как управленческие проблемы, так и проблему преемственности дошкольного и школьного образования. В то же время одним из направлений перспективной работы по совершенствованию и развитию содержания Программы «От рождения до школы» является информационное обеспечение введения ФГОС через организацию сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений по апробации ФГОС ДО. В этой связи представляется актуальным рассмотрение вопросов сетевого взаимодействия дошкольных учреждений, составляющих единый комплекс.

 

Исследование условий организации сетевого взаимодействия педагогов дошкольного образовательного комплекса проводится магистрантом Борисовой-Пугачевой О.В. на примере государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида ГБДОУ №103 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, в составе которого 3 площадки. Анкетирование управленцев, педагогов и воспитателей убедительно показало, что существует потребность в организации сетевого взаимодействия для решения ряда задач: методическая поддержка педагогов и воспитателей по развитию педагогических компетенций (выявлены тематические приоритеты); организация взаимодействия с родителями и оказания им психолого-педагогической и методической поддержки; организации взаимодействия с социальными партнерами (по различным направлениям, в том числе актуальным направлением на сегодняшний день является освоение культурного наследия дошкольниками).

 

Исследователь проверяет следующую гипотезу: создание условий для сетевого взаимодействия педагогов дошкольного образовательного комплекса будет способствовать: повышению уровня педагогической компетентности участников сетевого взаимодействия; повышению мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания образования в рамках сотрудничества, равенства и партнерства; созданию условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа дошкольных образовательных учреждений; обмену опытом, реализации совместных образовательных проектов и социальных инициатив, дальнейшему развитию образовательной среды организации; развитию информационной базы образовательного комплекса; развитию направления взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

 

Опираясь на работы исследователей [1,4] утверждающих, что единое информационно-образовательное пространство образовательного учреждения любого уровня – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса, предпринята попытка в образовательном комплексе использовать имеющиеся сетевые ресурсы (сайт ДОУ), определив основные направления развития для реализации цели исследования.

 

Первое направление - открытость информационного пространства, что обеспечивает возможность организации процессов управления, взаимодействия и обмена опытом не только площадок образовательного комплекса, но позволяет установить надежный контакт с родителями, включающий возможность оперативного контроля родителями условий воспитания и образования детей в ДОУ, наличие обратной связи.

 

Второе направление – распределение ресурсов. Сетевое взаимодействие в условиях дошкольного образовательного комплекса позволяет распределять ресурсы при общей задаче деятельности; опираться на инициативу как отдельной площадки, так и каждого конкретного участника; осуществлять прямой контакт педагогов друг с другом; выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели; использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника взаимодействия.

 

Третье направление - развитие компетенций через обеспечение условий для самообучения. Сетевое взаимодействие, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, предоставляет широкие возможности общения, позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку и ведет к активизации общения педагогов между собой, расширению опыта совместной работы. В условиях реализации ФГОС ДО для ДОУ стоит задача участвовать в организации адресного методического сопровождения по овладению педагогами новыми педагогическими компетенциями. Развитие сайта ДОУ – это создание раздела, условно названного «Сообщество педагогов», который является интерактивной площадкой по обмену опытом, а также содержит методический и практический материал, что частично помогает педагогам овладеть новыми педагогическими компетенциями.

 

Четвертое направление - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, построение образовательной деятельности на основе особенностей каждого ребенка, содействие и сотрудничество детей и взрослых, достигается наличием на сайте дошкольного образовательного комплекса фонда игровых обучающих программ, методических рекомендаций для родителей по организации деятельности детей дома, а также создание персональных сайтов детей при помощи родителей и педагогов.

 

Пятое направление – сетевое взаимодействие с социальными партнерами. Модель сетевого взаимодействия с социальными партнерами успешно работает как основа реализации инновационных подходов в освоении культурного наследия дошкольниками. В качестве социальных партнеров рассматриваются, прежде всего, родители и другие члены семей воспитанников, учреждения культуры, образования, сферы обслуживания, осуществляющие краеведческую деятельность. Так, в рамках этой деятельности апробированы инновационные подходы к организации краеведческого образования дошкольников; выявлена их эффективность; разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, способствующая реализации идеи личностного развития дошкольника средствами культурного наследия города; выявлен круг учреждений, готовых реализовывать инновационные идеи в краеведческом образовании дошкольников.

 

Сетевое взаимодействие в образовании - это многогранный и сложный механизм, эффективная и качественная работа в случае дошкольного образовательного комплекса обеспечивается вовлечением сразу нескольких площадок в управленческий, образовательный, воспитательный процессы, а также процессы коммуникации и развития педагогического потенциала на всех его этапах. Этот алгоритм на практике показывает свою актуальность и состоятельность.

 

Литература:

  1. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике/Педагогика в современном мире // Сборник статей всероссийской научной конференции. – Санкт-Петербург: Издательство «Лема», 2011. – с.123-129.
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  3. Национальная социологическая энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://voluntary.ru/termin/obrazovatelnyi-kompleks.html (дата обращения 24.02.2020)
  4. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация. - СПб, Изд-во РГПУ, 2011. 178 с.

Комментарии:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Оставить комментарий:

Маргарита Сорваль:

 

Взаимодействие образовательного учреждения с родителями является одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день. У родителей день буквально расписан по минутам и порой на то, чтобы прочитать ту или иную информацию, представленную на стендах у них не хватает времени. Именно тогда на помощь приходят социальные сети. Так как сейчас почти у всех есть гаджеты, которые всегда под рукой, родителям удобнее и нагляднее получать информацию, представленную в группе соцсети.
Общаясь с родителями в виртуальном пространстве педагог может помочь раскрыться малообщительным родителям, ведь часто люди не очень хотят обсуждать накопившиеся проблемы в присутствии других родителей. В результате проблема копиться, но не решается. Виртуальное общение помогает решить данную проблему. Педагогу становиться легче узнать о желаниях родителей воспитанников. Появляются возможности для индивидуальных консультаций онлайн,.
Родители действительно становятся участниками образовательного процесса (демонстрация фотографий с занятий воодушевляет родителей, вызывает желание водить своих детей в детский сад, дает уверенность в том, что их ребенок занимается и ему это действительно интересно).

 

21.03.2020 21:24

Екатерина Груздева:

 

Внедрение ИКТ в современном мире, безусловно, становится приоритетным направлениям всех сфер, в частности образовательного процесса. Примечательно, что в данной научной статье применение новых технологий рассматривается как возможность для усовершенствования образовательной деятельности для педагогов, школьников и их родителей. Действительно, чтобы выделить наиболее эффективные модели сетевого взаимодействия, необходимо проследить коммуникационный процесс на разных уровнях.

 

24.03.2020 13:02

Елена Тумалева:

 

Уважаемые коллеги! Спасибо за Ваши комментарии, они позволяют нам определиться с дополнительными направлениями исследования.

 

25.03.2020 22:04