Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Богдановская И.М., Углова А.Б., Королева Н.Н.

РГПУ им. А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

 

Особенности мнестических процессов у подростков с различными видами активности в сети Интернет

 

В статье отражены результаты эмпирического исследования процессов памяти у подростков с различными видами активности в сети интернет. Показано, что подростки с прагматической активностью направлены на восприятие новой информации и реже применяют перекодирование при запоминании; подростки, предпочитающие приобретать и анализировать медиаконтент, в процессе мнестической деятельности меньше используют стратегии структурирования и систематизации данных. Полученные результаты могут быть использованы в практике обучения школьников подросткового возраста с применением электронных ресурсов и дистанционных образовательных технологий.

 

Bogdanovskaya I.M., Uglova A.B., Koroleva N.N.

Herzen State Pedagogical University of Russia

St. Petersburg, Russia

 

Features of mnestic processes in adolescents with various types of activity on the Internet

 

The article reflects the results of an empirical study of memory processes in adolescents with various types of Internet activity. It is shown that adolescents with pragmatic activity are focused on the perception of new information and use recoding less often when memorizing; adolescents who prefer to acquire and analyze media content use less strategies for structuring and systematization of data in the process of mnestic activity. The results obtained can be used in the practice of teaching teenage schoolchildren using electronic resources and distance learning technologies.

        

Введение. Проблема выявления специфики запоминания и воспроизведения информации у подростков – активных пользователей сети интернет в настоящее время приобретает особую актуальность. Современные школьники проводят в сети интернет значительное количество времени. Интернет становится для них основным источником информации, пространство для реализации различных видов активности – познавательной, коммуникативной, досуговой и др. Интенсивное внедрение технологий дистанционного обучения, развитие цифровой образовательной среды приводит к существенной трансформации способов учебной деятельности школьников [1]. В то же время, вопрос о влиянии взаимодействия в информационной среде на когнитивную сферу подростков, в особенности, на мнестические процессы, остается дискуссионным. Так, в ряде исследований отмечается ухудшение мнестических процессов, нарушение функций памяти у постоянных пользователей сети интернет, которое связано, прежде всего, с отсутствием тренировки памяти в связи с возможностью обратиться к нужной информации в любое время, сохранять ее на электронных носителях и сетевых ресурсах [2]. В особенности такая тенденция характерна для подростков и молодежи, с раннего возраста погруженных в информационное пространство. Обучающиеся чаще запоминают то, где можно найти информацию, а не само содержание материала [3] Постоянный поиск информации в интернете изменяет структуру памяти, увеличивает роль оперативной и визуальной кратковременной памяти, способствует запоминанию не самих фактов, а ссылок на их местонахождение в сети [4,5]. В то же время, в ряде других работ показано, что влияние интернет-активности на мнемические процессы у подростков является неоднозначным. Деятельность в сети интернет оказывает позитивное влияние на продуктивность запоминания, развивает визуальную память, оказывает позитивное влияние на развитие операционных и функциональных механизмов памяти [6]. При этом высокие показатели развития зрительной памяти и вебальных функций были выявлены у подростков как с низким, так и высоким уровнем онлайн-активности. Возможно, это связано с тем, что когнитивная сфера старших подростков является уже сформированной и в меньшей степени подвержена влиянию взаимодействия в сети интернет [7]. Необходимо отметить, что в настоящее время фактически отсутствуют эмпирические исследования, раскрывающие специфику мнестических процессов у подростков с различными видами активности в сети Интернет. Это обусловливает актуальность данной работы.

 

Материалы и методы. В исследовании приняли участие подростки в количестве 40 человек. в возрасте от 14 до 18 лет, из них 72,5% девушек и 27,5% юношей. Гипотезой исследования являлось предположение о том, что существуют различия в мнестических процессах у подростков с различными видами активности в сети интернет. Психодиагностический комплекс включал следующие методики: анкета, направленная на уточнение характера активности пользователя в Интернете; метод развертывания мнемической деятельности (В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина).

 

Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов описательной статистики, сравнительного анализа (Т-критерий Стьюдента), факторного анализа. На этапе обработки результатов исследования был использован пакет прикладных программ статистической обработки данных «Statistica» ver. 10.0.

 

Результаты исследования

На первом этапе исследования нами были определены особенности интернет-активности молодежи. На следующем этапе с помощью процедуры факторного анализа по методу «главных компонент» с последующим varimax-вращением мы сгруппировали исходные виды интернет-активности в более крупные стратегии взаимодействия с цифровыми медиа (таблица 1).

 

Таблица 1 – Результаты факторизации видов интернет-активности

Первый фактор, объясняющий 22% от общей дисперсии, был назван нами «Прагматическая стратегия интернет-активности», так как объединяет виды активности, направленные на взаимодействие с информационной составляющей онлайн пространства. Данный фактор связан с реализацией информационной и рекреационной потребности, направлен на достижение жизнеобеспечивающих, коммуникативных, информационных целей.

 

 Второй фактор, объясняющий 21% от общей дисперсии назван нами «Data-driven» и описывает интернет-активность, направленную на приобретение и анализ интересного пользователю медиаконтента. Данная активность реализует потребность в новизне, контакте с информацией и создании индивидуального информационного пространства, которое наравне с offline пространством призвано создавать личные границы человека.

 

Третий фактор, который объясняет 16 % дисперсии назван нами «Аксиальная коммуникативная стратегия». Данный фактор реализует аттракционную и рекреационную потребности в личном взаимодействии с другими людьми и музыкой. Также в данный фактор отрицательно входят продуктивные виды активности: «Выполнение работы, зарабатывание денег», «Поиск определённой информации». Создается определенное противопоставление способов использования информационного пространства для продуктивной активности или для эмоциональной поддержки.

 

Четвертый фактор, объясняющий 11% процентов от общей дисперсии, мы назвали «Ретиальная коммуникативная стратегия». Данная стратегия связана с общением со всем сетевым сообществом. Коммуникация в данном случае не направлена на конкретного адресата, а связана с формальной проверкой того, что происходит в значимых сообществах, что реализует социальную потребность в сопричастности и чувстве общности.

 

На следующем этапе для каждого респондента были определены факторные оценки (factor scores), которые позволили разделить молодых людей по степени выраженности той или иной стратегии взаимодействия с цифровыми медиа и оценить их мнестические особенности.

 

С помощью Т-критерия Стьюдента нами были выявлены достоверно значимые различия развертывания мнестической деятельности у респондентов с разным уровнем предпочтения разных стратегий интернет-активности. Респонденты с низкой прагматической активностью достоверно чаще используют мнемический прием «перекодирование» (t-value=4.11, p=0.001) чем респонденты с высокой прагматической активностью. Можно предположить, что респонденты с выраженной прагматической активностью больше нацелены на восприятие новой информации, нежели осознание и актуализацию имеющихся знаний, что успешно реализуется в информационном пространстве. Респонденты, часто использующие стратегию «Data-driven» в процессе развертывания мнестической деятельности достоверно реже используют стратегии структурирования (t-value=3,19, p=0.012) и систематизации данных (t-value=1,94, p=0.049). Можно предположить, что респонденты, которые в своем сознании лучше представляют себе структуру информационного пространства, не нуждаются в скачивании и хранении медиа-контента.

 

Полученные результаты могут быть использованы в практике обучения школьников подросткового возраста с применением электронных ресурсов и дистанционных образовательных технологий.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14029 мк.

 

Литература:

  1. Носкова, Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография / Т. Н. Носкова. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. – 383 с.
  2. Пазухина, С. В. Влияние процессов глобальной компьютеризации и информатизации на социально-личностное развитие детей и подростков / С. В. Пазухина, С. А. Филиппова // Восточно-Европейский научный вестник. – 2015. – № 1(1). – С. 50-53.
  3. Безенкова, Т.А. Профилактика интернет-зависимости у подростков как необходимое условие обеспечения качества обучения и воспитания / Т.А.Безенкова, А.В. Мананникова, К.Е. Безенков // Современное педагогическое образование. – 2019. – №10. – С. 117-120.
  4. Firth, J., Torous, J., Stubbs, B., Firth, J.A., Steiner, G.Z., Smith, L., Alvarez-Jimenez, M., Gleeson, J., Vancampfort, D., Armitage, C.J. and Sarris, J. (2019), The “online brain”: how the Internet may be changing our cognition / J. Firth, J. Torous, B. Stubbs, J.A. Firth, G.Z. Steiner, L. Smith, M. Alvarez-Jimenez, J. Gleeson, D. Vancampfort, C.J. Armitage, and Sarris, J. // World Psychiatry,. – 2019. – №18. – рр. 119-129. https://doi.org/10.1002/wps.20617
  5. Никулова, Г. А. Интернет и когнитивные способности обучающихся/ Г. А. Никулова, А. Н. Черкашина //Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация. – 2019. – С. 306-314.
  6. Черемошкина Л.В. Интернет-активность как фактор влияния на когнитивные способности старших школьников / Л.В.Черемошкина // Вестник Московского университета. – Серия 20. Педагогическое образование. – 2013. – № 1. – С. 94-114.
  7. Солдатова, Г.У. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? / Г.У. Солдатова, А.Е. Вишнева // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. – № 3. – С. 97–118. doi:10.17759/cpp.2019270307

Оставить комментарий: