gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Богдановская И.М.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

ibogdanovs@herzen.spb.ru

Королева Н.Н.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

korolevanatalya@mail.ru

 

Цифровая компетентность и информационная безопасность подростков

 

  В статье приводятся данные эмпирического исследования цифровых компетенций и характеристик интернет-зависимого поведения у подростков. Показано, что низкий уровень сформированности цифровых компетенций, в особенности, неумение распознавать опасный контент и использовать различные способы защиты персональной информации, выступает фактором риска интернет-аддикции и угрозы информационной безопасности в подростковом возрасте.

 

Bogdanovskaya I.M.

HSPU

St. Petersburg, Russia

ibogdanovs@herzen.spb.ru

Koroleva N.N.

HSPU

St. Petersburg, Russia

korolevanatalya@mail.ru

 

Digital competence and information security of adolescents

 

  The article presents the results of an empirical study of digital competencies and characteristics of Internet addictive behavior in adolescents. It is shown that the low level of digital competencies, in particular, the inability to recognize dangerous content and use various ways to protect personal information, is a risk factor for Internet addiction and threats to information security in adolescence.

         

Профессиональная и личностная успешность человека в условиях цифровой экономики требует новых, специфических для информационного общества компетенций [4]. В совместном докладе ЮНЕСКО и Международного союза электросвязи (МСЭ) представлена совокупность компетенций, необходимая для жизни в цифровом обществе. Она включает в себя базовые навыки работы с цифровыми технологиями, навыки, позволяющие продуманно использовать цифровые технологии и навыки для «продвинутого», креативного и конструктивного использования цифровых технологий. В «Концептуальной схеме цифровых компетенций для граждан» (Digital Competence Framework for Citizens, DigComp), выделяются 5 основных областей компетенций: цифровая грамотность, компетентная сетевая коммуникация и взаимодействие, контентная компетентность, знания в области информационной безопасности, способность разрешать проблемы, возникающие в ходе интернет-коммуникации. В ряде современных отечественных и зарубежных исследований также обосновывается необходимость компетенций, связанных с поиском информации, ее обработкой и систематизацией, навыками виртуальной самопрезентации, понимание рисков и угроз, присутствующих в цифровой среде. Г. У. Солдатовой и др. выделено четыре домена, в которые группируются цифровые компетенции: информационный, коммуникативный, технический и потребительский. Они включают в себя разнообразные навыки, позволяющие полно и эффективно использовать информационные технологии и противостоять большинству рисков, с которыми человек может встретиться в ходе виртуальной коммуникации. Высокая вариативность современных цифровых компетенций позволяет предположить, что их можно рассматривать как одно из необходимых условий информационно-психологической безопасности. Информационно-психологическая безопасность представляет собой один из компонентов системы, более высокими уровнями которой являются безопасность человека в целом и информационная безопасность государства. Под информационно-психологической безопасностью понимается «защищенность личности (субъекта, психики, сознания) от негативных информационно-психологических воздействий; развитие внутренних ресурсов устойчивости перед негативными воздействиями и ресурсов саморазвития личности; качественная информационная среда для удовлетворения потребностей и формирования духовно-нравственных ценностей» [1]. В нашем исследовании предпринята попытка исследования взаимосвязи цифровых компетенций и эмоционально-поведенческих аспектов информационно-психологической безопасности в подростковом возрасте. Современные подростки являются наиболее уязвимой группой с точки зрения информационной безопасности, так как ведущей деятельностью для них является общение, а с доступностью гаджетов оно переходит в интернет-среду, что может быть связано с формированием интернет-аддикции и рядом других негативных воздействий.

 

В качестве объекта исследования были выбраны учащиеся 8-11х классов МАОУ «Гимназия №2» Великого Новгорода. Количество участников исследования 70 человек. Возрастной диапазон обследуемых от 14 до 17 лет. Выборка сбалансирована по полу: 33 девушки и 37 юношей. Для исследования были выбраны ученики классов разной направленности (математический, гуманитарный, социально-экономический, технический), то есть снижена вероятность влияния образовательной специфики. В качестве основных методов исследования использовались: авторская анкета цифровых компетентностей, в основу которой были положены материалы разработок Г.У. Солдатовой и др. [3]. Анкета включала в себя 30 вопросов с вариантами ответов, которые раскрывали различные аспекты цифровых компетенций. Для оценки интернет-зависимого поведения использовался шкала С.Х. Чена в адаптации В. Л. Малыгина и др.[2]. Методика предназначена для измерения отдельных симптомов интернет-зависимости, таких как: симптом отмены, компульсивный симптом, толерантность, управление временем и внутриличностные проблемы, а также проблемы, связанные со здоровьем, интегральный показатель интернет-зависимого поведения. Математико-статистическая обработка полученных данных включала анализ полученного распределения ответов на соответствие нормальному распределению с помощью теста Шапиро-Уилкса, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), для выделения групп с низким, средним и высоким уровнем цифровых компетенций, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Все виды анализа были выполнены при помощи пакета прикладной статистической программы STATISTICA, ver. 10.0.

 

В таблице 1 приведена структура цифровых компетенций подростков, которые были разделены на три группы в соответствии с интегральной оценкой по результатам анкетирования (20% подростков низкий; 64% средний и 16% подростков характеризуются высоким уровнем цифровых компетенций). В таблице 1 приведены среднегрупповые оценки компетенций.

 

Таблица 1. Цифровые компетенции в подростковом возрасте

Комментарии:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Оставить комментарий:

gallery/bogdanovskaya1

Результаты, приведенные в таблице 1 показывают, что профили компетенций в каждой из групп являются сходными и характеризуются небольшой вариативностью показателей. По-видимому, этот результат обусловлен единым социокультурным сценарием, в соответствии с которым подростки осваивают цифровую среду. Тем не менее, уровень развития цифровых компетенций в исследуемых группах достоверно различается, что может объясняться спецификой когнитивной сферы подростков, степенью их заинтересованности в виртуальный коммуникации и целым спектром других причин, каждая из которых может стать предметом отдельного исследования. Наиболее выраженными в каждой из групп являются компетенции, связанные со знанием способов защиты персональных данных, наименее – знания в области сетевого этикета. Возможно, подростки привыкшие к правилам взаимодействия в своём кругу, пока еще не освоили правила поведения в других интернет-сообществах.

 

По результатам исследования интернет-зависимого поведения подростков, было выявлено, что для 31% характерно нормальное использование интернета, для 50% - проблемное, тогда как 19% свойственны выраженные проявления интернет-аддикции. Однако, достоверно значимых различий в эмоционально-поведенческих проявлениях интернет аддикции в зависимости от уровня выраженности цифровых компетенций не обнаружено. Тем не менее, на уровне тенденции, все характеристики интернет-зависимого поведения наиболее ярко выражены в группе подростков со средним уровнем развития цифровых компетенций, а наименее – в группе с высоким уровнем.

 

Несколько иная картина получается в ходе анализа цифровых компетенций в группах подростков, различающихся по уровню выраженности эмоционально-поведенческих проявлений интернет-аддикции.

 

Таблица 2. Цифровые компетенции подростков с различной выраженностью признаков интернет-зависимого поведения

gallery/bogdanovskaya2

Полученные результаты показывают, что подростки с выраженными признаками интернет-аддикции наиболее уязвимы по отношению к контентным рискам в ходе интернет-коммуникации, также они хуже разбираются в способах защиты персональных данных.

 

Результаты корреляционного анализа показателей цифровых компетенций и интернет-зависимого поведения у подростков представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Корреляционные взаимосвязи цифровых компетенций и характеристик интернет-зависимого поведения подростков (выделенные корреляции являются значимыми при р<0,05; p<0,01)

gallery/bogdanovskaya3

Примечание: 1 - симптомы отмены; 2 - симптомы толерантности; 3 - внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем; 4 - проблемы с управлением временем; 5- ключевые симптомы интернет зависимости

 

Как видно из таблицы, характеристики владения цифровыми компетенциями имеет обратные взаимосвязи с признаками зависимости от интернета. Так, подростки, с низким общим уровнем сформированности цифровых компетенций и, в особенности, имеющие затруднения в понимании терминов, используемых в сетевом общении, склонны переживать «симптомы отмены» - негативные переживания при невозможности выйти в сеть; подростки, испытывающие сложности в распознавании потенциально опасного сетевого контента, чаще переживают внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем в связи с чрезмерным пребыванием в интернете. В наибольшей мере риску интернет-зависимости подвержены подростки с недостаточным уровнем знания способов защиты персональных данных. У них более выражены все ключевые характеристики интернет-зависимости, и в первую очередь – такие, как беспокойство при невозможности доступа к интернету, проблемы с контролем времени, проводимого в сети.

 

Полученные данные показывают, что низкий уровень цифровой компетентности выступает одним из факторов снижения информационной безопасности и риска формирования интернет-зависимого поведения в подростковом возрасте. Ведущую роль в обеспечении информационной безопасности подростков играют умение распознавать контентные угрозы, знание способов защиты персональной информации в сети. Результаты исследования показывают необходимость разработки и внедрения образовательных технологий, направленных на формирование цифровых компетенций у подростков, позволяющих свободно ориентироваться в современной информационной среде, проявлять критичность в отношении цифрового контента, использовать адекватные способы защиты информации.

 

Литература:

  1. Лызь Н.А., Веселов Г.Е., Лызь, А.Е. Информационно-психологическая безопасность в системах безопасности человека и информационной безопасности государства// Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2014. №8 (157). – С. 58-66.
  2. Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандерова А.С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики [электронный ресурс]. 2011. URL: http://www.medpsy.ru/library/library135.pdf (дата обращения 20. 02. 19)
  3. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования [электронный ресурс]. — М.: Google, 2013. — 165 с. URL: http://www.razbiraeminternet.ru/files/book_theory.pdf (дата обращения 10. 02. 19)
  4. Унижаев Н.В. Проблемы формирования компетенций цифровой экономики // Вестник университета. 2018. №11. С. 63-67. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-11-63-67

Сарра:

 

Уважаемые авторы! Очень понравилась ваша статья. В ней поднимается актуальная проблема информационной безопасности подростков, и приводится интересная статистика. Данные вашего исследования полезны для моей профессиональной деятельности, поскольку их можно использовать в образовательном процессе в качестве мотивации повышения икт-компетенции учащихся.

 

21.03.2020 20:32

Лемишка Анна Тарасовна:

 

В данной статье поднимается актуальный и важный вопрос о подростковой интернет-зависимости и о безопасности в сети.
Подросток, находясь в переходном возрасте и имея еще не окрепшую психику, наиболее подвержен влиянию Интернета. А это значит, что он должен иметь набор компетенций , чтобы быть в безопасности, находясь в сети. На мой взгляд, не только школьники в возрасте от 14 до 17 лет, но и дети в возрасте (примерно) от 11 до 13 лет тоже находятся в такой же ситуации, поскольку не обладают никакой информационной грамотностью.
Особенно проблема сохранности персональных данных касается подростков, которые привыкли размещать информацию о себе в открытом доступе, при этом не осознают, какому риску подвергаются.

 

21.03.2020 20:21

Трофимова Анна Викторовна:

 

Проблема информационной безопасности подростков на сегодняшний день является актуальной: по признанию основной массы учеников, с которыми я контактирую ежедневно, Интернет-коммуникация преобладает над живым общением в их жизни. Все они используют мессенджеры, сайты с развлекательным и образовательным контентом, порой тратя на это от 3 до 8 часов ежедневно. Неудивительно, что в течение дня они сталкиваются с сайтами с потенциально опасным содержанием, а также публикуют свои персональные данные, не задумываясь о том, как мошенники и др. преступники могут их использовать.
Поэтому я полностью разделяю мнение авторов о том, что создание и внедрение образовательных технологий, способствующих формированию информационной компетенции, просто необходимо.

 

22.03.2020 17:55

Джамалова Я.Я.:

 

Как уже было отмечено, тема статьи действительно актуальна для современного общества. Доступность интернета и одновременное отсутствие у детей/подростков знаний его "правил" (усвоить которые пока что возможно, как правило, на личном опыте, методом проб и ошибок) создают опасную ситуацию, решение которой возможно с помощью введения специальных образовательных технологий.

 

22.03.2020 18:08