Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Блинова Т.Л.

УрГПУ, г. Екатеринбург.

Подчиненов И.Е.

 

Цифровая образовательная среда как персональная среда учителя

 

В статье обсуждаются противоречия между цифровой образовательной средой и традиционным форматом обучения. Преодоление этих противоречий и сохранение лучших достижений отечественной педагогики в эпоху глобальной цифровизации возможно путем разработки и применения персональной когнитивно-информационной среды учителя.

 

Blinova T.L

Podchinenov I.E.

USPU,

Ekaterinburg

 

Digital educational environment as a teacher's personal environment

 

The article discusses the contradictions between the digital educational environment and the traditional format of education. Overcoming these contradictions and preserving the best achievements of Russian pedagogy in the era of global digitalization is possible through the development and application of a teacher's personal cognitive information environment.

 

Тридцать с лишним лет реформирования и модернизации российского образования привели к печальному результату. Особенно резко на эту тему высказался 09.11.2021 г. в интервью Znak.com специалист в области матэкономики, популяризатор математики, профессор МИФИ А.В. Савватеев, заявивший вполне аргументированно о смерти массовой школы. Действительно, в рейтинге стран мира по уровню образования Россия занимает только 39 место. Конечно, есть замечательные частные школы, школы при Газпроме, различные физмат школы, школы типа «Летово», «Сириуса» и подобные им элитные школы с высокой стоимостью обучения и охватывающие небольшой процент детей школьного возраста. Речь идет о массовой школе. Между прочим, уровень экономического развития любой страны тесно связан с уровнем образованности трудового населения. Эти два показателя являются основными для определения индекса человеческого развития (ИЧР), определяемого Программой развития ООН. И по этому показателю Россия, к сожалению, находится в пятом десятке (52 место из 187 стран в 2020 году).

 

Последняя попытка улучшения системы образования связана с разработкой цифровой образовательной среды (ЦОС). Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2020 года было утверждено Положение о проведении двухлетнего эксперимента по внедрению ЦОС в ряде регионов [8]. Поскольку «успех» эксперимента не вызывает сомнений, то это означает, что с 2023 года ЦОС будет внедрена повсеместно.

 

Согласно Положению ЦОС определена как «совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания».

 

Это определение и последующие разделы Положения однозначно свидетельствуют о желании перевода системы обучения на единые цифровые образовательные платформы. Об этом свидетельствует и совместная работа над такой платформой («Сферум») Министерства просвещения и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, и подтверждение Г.Грефа о работе Сбера над аналогичной платформой, да еще и с использованием искусственного интеллекта, сделанное на январском Гайдаровском форуме.

 

Идея такой «цифровизации» образования состоит в создании единых реестров учащихся и их портфолио, единых реестров учителей, единого образовательного контента, единых программ и учебных планов и т.д. Для обеспечения доступа на эти платформы, организации видеоконференций, прослушивания онлайн курсов необходимо обеспечение всех школ скоростным Интернетом и соответствующим техническим оснащением, что, конечно, не может не радовать.

 

Однако образовательная среда, пусть и цифровая, не совсем то, что определено упомянутым выше Положением. Согласно Словарю терминов по общей и социальной педагогике [6, с.105-106] образовательная среда это «реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека;…». С позиций воспитания: «совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность человека и становление его как личности. Включает в себя среду семьи, улицы, образовательного учреждения и пр.» Наконец, с социально-педагогической позиции: «специально, сообразно с социально-педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности человека, направленная на формирование его отношений к миру, людям вообще и к другим людям».

 

То есть, образовательная среда слишком сложная материя и не может быть подменена никакими цифровыми платформами. Кстати, на презентации цифровой образовательной социальной среды «Сферум» на площадке агентства ТАСС 31 марта 2021 года [7] Министр просвещения С.С.Кравцов высказался вполне категорично «… информационные технологии никогда не заменят традиционный формат обучения, а будут дополнять, решать те проблемы, которые, возможно, имеются в системе традиционного обучения…». Примерно тоже самое он повторил на Гайдаровском форуме 14 января 2022 года.

 

Цифровая образовательная среда подразумевает преимущественно дистанционное обучение, при этом учитель, по мнению Г.Грефа, становится тьютором. Что касается online обучения, то качество образования в этом случае вызывает много вопросов. Недаром, несмотря на продолжающуюся пандемию и школы и вузы считают необходимым вернуться к прежнему формату обучения. Вопросы дистанционного образования исследовались многими зарубежными и нашими авторами (например, [9]), и выводы далеко не однозначны.

 

Панельная дискуссия Гайдаровского форума «От продукто- до человекоцентричности в общем образовании» также не дала ответа на вопрос: обеспечат ли дистанционные технологии переход к человекоцентризму или создают иллюзию персонификации обучения и ведут к снижению качества образования.

 

Разрешение противоречия между ЦОС и традиционным форматом обучения возможно путем организации личной информационно-образовательной среды учителя. Учет когнитивного стиля учащихся в такой среде позволяет организовывать индивидуальные траектории усвоения учебного материала и добиваться акмеологических результатов обучения.

 

Теоретическое обоснование такого подхода было дано нами в ряде статей, начиная с 2016 года, в частности [2,4,5], что позволило разработать проект-программу по созданию персональной информационно-образовательной среды учителя математики [3] и апробировать ее в течение двух лет в одной из школ Свердловской области. При этом учитель, активно используя открытые цифровые платформы типа Сферум, добивается достижения тех или иных дидактических целей.

 

Естественно, широкое внедрение такого подхода требует коренного изменения подготовки учителя. Во-первых, его обучение должно происходить в аналогичной среде. Во-вторых, он должен уметь самостоятельно создавать для себя личную цифровую среду обучения.

 

Первое условие реализовано недавно в университете «Дубна», правда, при подготовке IT-специалистов [1]. «Виртуальная компьютерная лаборатория» (ВКЛ) выполняет те же функции, что и наша персональная когнитивно-информационная среда обучения и решает те же задачи, какие пришлось решать нам: Проанализированы проблемы современного очного и дистанционного обучения и способы их преодоления... Описана концепция специализированного учебного дата-центра ВКЛ, позволившая сформировать однородную образовательную среду с элементами когнитивного представления внутренних операционных ресурсов ... . Перечислены ключевые образовательные задачи, ориентированные на формирование актуальных профильных компетенций, успешное решение которых стало возможным благодаря разработанной методологии применения ВКЛ и её функциональным блокам. Описаны возможности перехода от традиционных образовательных подходов к новой системнодеятельностной образовательной парадигме.

 

К сожалению, создание подобных учебных центров в педагогических вузах маловероятно, хотя это возможно, скажем, в рамках Центра «Учитель будущего» УрГПУ.

 

Литература:

  1. Белов М.А., Гришко С.И., Лишилин М.В., Осипов П.А., Черемисина Е. Н. Стратегия подготовки ИТ-специалистов с применением инновационного учебного дата-центра «Виртуальная компьютерная лаборатория» для эффективного решения задач цифровой трансформации и акселерации цифровой экономики // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2021. – Т. 17, No 1. – С. 134-144.
  2. Блинова Т.Л. Методология обучения математике в рамках когнитивистского подхода // Педагогическое образование в России — 2017, — № 6, С. 13-20.
  3. Блинова Т.Л., Наймушина К.Ю. Информационно-образовательная среда учителя // Педагогическое образование в России — 2020, — № 4, С. 65-74.
  4. Блинова Т.Л., Подчиненов И.Е. Методология обучения математике в рамках когнитивного подхода с использованием Web-2 технологий // Педагогическое образование в России — 2016, — № 7, С. 15-21.
  5. Блинова Т.Л., Подчиненов И.Е. Проектирование когнитивно-информационной образовательной среды сетевого взаимодействия — Информатизация образования: теория и практика: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 17-18 ноября 2017 г.) / под общ. ред. М.П.Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. — С. 93-95.
  6. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, Екатеринбург, 2006, 135 с.
  7. Минпросвещения России URL. https:// edu.gov.ru› … minprosvescheniya … platformu-sferum…i…(обращения 25.01.2022).
  8. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020, — № 2040
  9. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы // Педагогическое образование в России — 2020, — №4, — С.16-26.

Оставить комментарий: