Безгодова С.А.,

Васильева С.В.,

Микляева А.В.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург 

Особенности стратегий онлайн-поиска учебной информации студентов, использующих смартфон в качестве инструмента образовательной активности

На материале опроса студентов (n=54) показано, что предпочтение смартфона как инструмента онлайн-поиска учебной информации связано с менее выраженным контролем над поиском и более выраженной дезориентацией (в сравнении с использованием компьютера/ноутбука). 

Bezgodova S.A.,

Vasileva S.V.,

Miklyaeva A.V.

HSPU

St. Petersburg, Russia

Strategies for online search of educational information in students using smartphones as a tools of educational activity

According to survey of students (n=54), the authors state that the preference for a smartphone as an online search tool for educational information is associated with decreasing control over the search and increasing disorientation (in comparison with using a computer/laptop).

Введение. Онлайн-поиск дополнительной учебной информации на протяжении последних десятилетий остается одним из основных способов использования образовательных возможностей сети Интернет студентами. Качество информационного онлайн-поиска во многом опосредует продуктивность образовательной активности студентов и определяется, в первую очередь эффективностью используемых ими стратегий онлайн-поиска. Информационный онлайн-поиск представляет собой целенаправленный поиск информации в сети Интернет с целью удовлетворения информационной потребности, включающий физические и ментальные действия, направленные на ассимиляцию найденной информации в имеющуюся у субъекта поиска систему знаний [4]. В этом контексте стратегия онлайн-поиска может быть определена как совокупность стилевых особенностей онлайн-поиска, определяющая индивидуальное своеобразие поисковой активности, осуществляемой субъектом [1]. В исследовании М. Цай в структуре стратегии онлайн-поиска выделено три компонента: поведенческий (контроль – навыки, необходимые для управления приложениями поиска в Интернете; дезориентация – понимание собственных действий); процедурный (пробы и ошибки – навыки опробования различных подходов к поиску; решение проблем: навыки и готовность к преодолению трудностей, возникающих в результате поиска); метакогнитивный (целенаправленное мышление – навыки, необходимые для самоконтроля процесса поиска; выбор основных идей – навыки определения ключевых единиц информации; оценка – навыки оценки и систематизации найденной информации) [3]. К настоящему времени известно, что организация онлайн-поиска опосредуется особенностями технических устройств, с помощью которых он осуществляется, в частности, показано, что онлайн-поиск (как элемент образовательной активности), осуществляемый с помощью смартфона, менее эффективен, в сравнении с поиском, который реализуется с помощью устройства с большим экраном и клавиатурой [2]. Однако неясно, какие компоненты стратегий онлайн-поиска в наибольшей степени подвержены влиянию характеристик технических устройств, в частности, смартфона. Это определило цель нашего исследования: выявление особенностей стратегий онлайн-поиска учебной информации студентов, использующих смартфон в качестве инструмента образовательной активности.

Материалы и методы. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью опросника «Стратегии поиска информации в интернете» (“Online Information Searching Strategy Inventory”) [3], который в нашем исследовании был переведен на русский язык и прошел первичную апробацию на выборке студентов гуманитарных и технических специальностей (n=54, средний возраст 20,3 лет). В силу относительной малочисленности выборки верификация структуры русскоязычной версии опросника не проводилась, однако были получены удовлетворительные коэффициенты α Кронбаха для всех семи шкал (0,68≤α≤0,79). Информация о технических устройствах, используемых студентами в процессе образовательной деятельности, получена с помощью анкетирования. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета программного пакета “Statistica10.0” и включала расчет описательных статистик (M±S) и критериальный анализ (U-критерий Манна – Уитни).

Результаты. Результаты показали, что каждый четвертый студент отдает предпочтение смартфону как инструменту онлайн-поиска информации, необходимой для выполнения учебных заданий (24,1%), остальные предпочитают использовать для этих целей стационарный компьютер или ноутбук (70,4%) и планшетное устройство (5,5%). Поскольку количество студентов, отдающих предпочтение планшету, оказалось крайне незначительным, дальнейший анализ проводился только для студентов первых двух подгрупп: «Смартфон» и «Компьютер/ноутбук» (см. таблицу 1). Статистически значимые различия между подгруппами «Смартфон» и «Компьютер/ноутбук» зафиксированы по параметрам «дезориентация» и «контроль»: первый показатель в подгруппе «Смартфон» достоверно выше, а второй – достоверно ниже. Можно констатировать, что студенты, отдающие предпочтение смартфону в качестве инструмента онлайн-поиска учебной информации, испытывают более выраженные затруднения, связанные с управлением приложениями, необходимыми для онлайн-поиска, а также ощущают более выраженный эмоциональный дискомфорт (растерянность, тревогу) и в большей степени сталкиваются с трудностями в процессе инициации и осуществления поиска, чем студенты из группы «Компьтер/ноутбук». Таким образом, можно утверждать, что технические устройства, используемые студентами для поиска учебной информации, опосредуют, в первую очередь, поведенческий компонент реализуемых ими стратегий информационного онлайн-поиска, тогда как процедурный и метакогнитивные компоненты не испытывают подобного влияния.

 

Таблица 1 – Описательные статистики, характеризующие стратегии онлайн-поиска учебной информации студентов, использующих для этой цели разные технические устройства

bezgodova-tab-1

Выводы. Использование смартфона как инструмента онлайн-поиска учебной информации связано с повышением уровня дезориентированности студентов и снижением контроля над осуществляемым поиском. Наиболее чувствительным к использованию смартфона оказывается поведенческий компонент стратегий онлайн-поиска, тогда как процедурный и метакогнитивный компоненты в подгруппах, использующих различные технические устройства в качестве инструментов онлайн-поиска, не различаются. Полученные результаты необходимо учитывать в работе, направленной на формирование продуктивных способов организации образовательной онлайн-поисковой активности в студенческой среде.

 

Литература:

1.     Безгодова С. А. Стратегии онлайн-поиска информации как предмет психологического исследования: теоретическая модель / С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2020. – № 197. – С. 96-112.

2.     Микляева А. В. Психофизиологические и когнитивные медиаторы эффективности онлайн-поиска учебной информации, осуществляемого с использованием смартфона / А. В. Микляева // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022). Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. – М.: МНППУ, 2022. – С. 485-494.

3.     Tsai M.-J. Online Information Searching Strategy Inventory (OISSI): A quick version and a complete version / M.-J. Tsai // Computers & Education. – 2009. – Vol. 53. – P. 473-483.

4.     Wilson T. D. Information seeking behaviour and the digital information world / T. D. Wilson // European Science Editing. – 2004. – Vol. 30. – No. 3. – P. 77-81.

комментарии: