gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Безгодова С. А.,

Микляева А. В.,

Николаева Е. И.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

a.miklyaeva@gmail.com

 

Компьютер vs смартфон: как школьники выполняют учебные задания, связанные с поиском информации в сети Интернет?

 

  В статье представлены эмпирические данные об использовании различных технических устройств (смартфон, планшет, ноутбук/компьютер) школьниками 6-9 классов c разной академической успеваемостью в процессе онлайн-поиска учебной информации с учетом их академической успеваемости.

 

Bezgodova S. A.,

Miklyaeva A. V.,

Nikolaeva E. I.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Computer vs Smartphone: How do pupils complete the educational tasks,  which are related to searching for information on the Internet?

 

  The article presents the results of empirical study aimed to analysis of the use of technical devices (smartphone, tablet, laptop/computer) by pupils of 6-9 grades with various academic performance in the process of online-searching for educational information.

 

 

     Введение. Онлайн-поиск учебной информации прочно входит в повседневную образовательную деятельность современных школьников [2]. В последние годы намечается тенденция к переходу от использования компьютеров к применению мобильных сенсорных устройств. Исследования, посвященные последствиям распространения мобильных устройств в образовании, свидетельствуют о том, что на фоне повышения доступности информационного поиска, эта тенденция влечет за собой различные изменения в учебной деятельности. Так, показано, что компьютер или ноутбук в большей степени, чем смартфон, способствуют вовлечению в учебный процесс [4; 11]. Школьники, использующие смартфон в учебном процессе, чаще отвлекаются на внеучебные цели [5]. Имеются данные о том, что мобильные устройства в учебном процессе чаще используются для обмена учебной информации [10], что характерно и для российских школьников [1], в то время как поиск учебной информации чаще осуществляется с помощью компьютеров или ноутбуков [6; 8; 9]. Также отмечается, что компьютеры и ноутбуки оцениваются учащимися как более удобные для поиска учебной информации в связи с большим размером экрана и большей функциональностью клавиатуры [7].

 

   Исследовательская проблема. Результаты исследований об использовании различных технических устройств для онлайн-поиска учебной информации получены преимущественно на материале анализа учебной деятельности студентов. Данные о технических устройствах, которые используют российские школьники в процессе онлайн-поиска учебной информации, и о вкладе их применения в эффективность учебной деятельности, носят фрагментарный характер. В связи с этим наше исследование было направлено на изучение опыта использования различных технических устройств для онлайн-поиска учебной информации школьниками в контексте их академической успеваемости.

 

  Материалы и методы. Для сбора эмпирических данных применялась анкета, включавшая следующие блоки: 1) доступность различных технических устройств, обеспечивающих выход в Интернет; 2) предпочтение компьютера/ноутбука, смартфона или планшетного устройства для осуществления онлайн-поиска учебной информации; 3) самооценка навыков использования различных технических устройств для онлайн-поиска учебной информации; 4) самооценка результативности онлайн-поиска учебной информации; 5) общие сведения об участнике (класс, пол, успеваемость). В исследовании приняли участие 447 школьников 6-9 классов (53,0 % девочек), учащихся восьми школ Санкт-Петербурга. Обработка результатов осуществлялась с помощью программного пакета «Statistica 12.0» и включала частотный анализ, анализ средних значений, критериальный (критерии Краскела-Уоллиса Н, Фишера φ*) и дисперсионный (F) анализ.

 

  Результаты и их обсуждение. Согласно результатам опроса школьников, наиболее доступным для них техническим устройством, обеспечивающим возможность онлайн-поиска учебной информации в сети Интернет, является смартфон (см. рисунок 1).

 

 

gallery/bezgodova1

Рисунок 1 – Оценка доступности различных технических устройств для выполнения онлайн-поиска учебной информации (представлена частота встречаемости ответа «могу воспользоваться этим устройством всегда»)

 

   Более высокая доступность смартфона как инструмента онлайн-поиска учебной информации особенно ярко проявляется в условиях школы (φ*, р<0,01), в то время как дома большинство школьников получают возможность выбора: более трети всегда имеют доступ к планшетному устройству и почти две трети – к ноутбуку или компьютеру с выходом в Интернет. Однако, независимо от этого, именно смартфон является наиболее часто используемым (φ*, р<0,01) и субъективно наиболее удобным (φ*, р<0,01) инструментом онлайн-поиска учебной информации (см. рисунок 2).

gallery/bezgodova2

Рисунок 2 – Частота и удобство использования различных технических устройств для поиска учебной информации

 

    Анализ субъективных оценок навыков онлайн-поиска учебной информации, а также использования для этого различных технических устройств показала, что учащиеся средней школы довольно высоко оценивают свои возможности, что вероятно, отражает отмеченную Г.У. Солдатовой и коллегами тенденцию к проявлению чрезмерной уверенности в себе как пользователе, характерную для подростков [3]. Уверенность в своих пользовательских возможностях последовательно нарастает на протяжении всей средней школы вплоть до 9 класса, где, вероятно, на фоне усложнения учебных требований и развития рефлексивного потенциала самооценка пользовательских навыков начинает немного снижаться. Независимо от возраста, наиболее высокие оценки пользовательских навыков связаны с использованием смартфона, ниже всего подростки оценивают свои навыки, связанным с поиском учебной информации с помощью планшета. При этом хорошо успевающие школьники несколько выше оценивают свои навыки поиска учебной информации и использования различных технических устройств, в сравнении с академически менее успешными сверстниками (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – Самооценка навыков онлайн-поиска учебной информации с помощью различных технических устройств. Примечание: * - р<0,05

gallery/bezgodova-tab

   Дисперсионный анализ не позволил обнаружить связей между предпочтением подростками того или иного устройства для онлайн-поиска учебной информации и самооценки навыков его использования в этих целях, что может свидетельствовать о недооценке роли соответствующей компетенции для успешной учебной деятельности, что также косвенно соотносится с результатами ранее опубликованных исследований [3]. Вместе с тем, установлено, что школьники с более высокими показателями академической успеваемости достоверно чаще предпочитают для онлайн-поиска учебной информации использовать ноутбук и особенно планшетное устройство, в сравнении со смартфоном, предпочтение которому чаще отдают школьники с невысокой успеваемостью (см. рисунок 3).

gallery/bezgodova3

Рисунок 3 – Частота использования смартфона, планшетного устройства и компьютера/ноутбука школьниками с разной академической успеваемостью

 

    Учитывая, что, согласно полученным результатам, именно школьники с высокой успеваемостью чаще своих сверстников имеют в свободном доступе планшеты (φ*, р<0,01), сделать однозначный вывод о том, что именно планшет обеспечивает наилучшие возможности для эффективного онлайн-поиска учебной информации, невозможно. В то же время очевидно, что предпочтение смартфона как инструмента для поиска учебной информации чаще встречается среди школьников с невысокой успеваемостью.

 

    Выводы. В качестве технического устройства, обеспечивающего возможность онлайн-поиска учебной информации, учащиеся средней школы предпочитают смартфон, выход в сеть Интернет с помощью которого для них объективно более доступен. Учащиеся высоко оценивают удобство смартфона и собственные навыки использования его возможностей для поиска учебной информации. Вместе с тем, более высокая академическая успеваемость учащихся средней школы сопряжена с использованием в процессе информационного онлайн-поиска планшетов и ноутбуков/компьютеров. Полученные результаты определяют необходимость дифференцированного изучения характеристик онлайн-поиска учебной информации с применением различных технических устройств в контексте анализа их возможностей и ограничений для решения задач общего образования.

 

   Финансирование. Публикация подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-29-14005 «Эффективные стратегии онлайн-поиска информации детьми и подростками в процессе решения учебных задач: когнитивные и психофизиологические механизмы».

 

Литература:

  1. Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Плешаков В.А., Мацкевич М.Г., Саблина О.И. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете. Самара: Изд-во СамГЭУ, 2013. 140 с.
  2. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков // Национальный психологический журнал. 2017. №1 (25). С. 3-14. DOI: 10.11621/ npj.2017.0101
  3. Albo L., Hernаndez-Leo D., Moreno Oliver V. Smartphones or laptops in the collaborative classroom? A study of video-based learning in higher education // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 38 (6). Pp. 637-649. DOI: 10.1080/0144929X.2018.1549596
  4. Andrei E. Adolescent English Learners' Use of Digital Technology in the Classroom // Educational Forum. 2019. Vol. 83 (1). Pp. 102-120. DOI: 10.1080/00131725.2018.1478474 
  5. Andrew M., Taylorson J., Langille D.J., Grange A., Williams N. Student attitudes towards technology and their preferences for learning tools/devices at two universities in the UAE // Journal of Information Technology Education: Research. 2018. Vol. 17. Pp 309-344. DOI: 10.28945/4111
  6. Dahlstrom E., Warraich K. Student mobile computing practice: Lessons learned from Qatar [Research Report]. EDUCAUSE Center for Applied Research, 2012. URL: // http://www.educause.edu/ecar (дата обращения 22.02.2020).
  7. Dashtestani R. Moving Bravely towards Mobile Learning: Iranian Students' Use of Mobile Devices for Learning English as a Foreign Language // Computer Assisted Language Learning. 2016. Vol. 29 (4). Pp. 815-832. DOI: 10.1080/09588221.2015.1069360 
  8. Vassilakaki E., Moniarou-Papaconstantinou V., Garoufallou E. Identifying the uses of mobile technology among Library and Information Science undergraduate students // Program. 2016. Vol. 50 (4). Рр. 417-430. DOI: 10.1108/PROG-10-2015-0069
  9. Vazquez Cano E., Sevillano-Garcia M.L. Ubiquitous Educational Use of Mobile Digital Devices. A General and Comparative Study in Spanish and Latin America Higher Education // Journal of New Approaches in Educational Research. 2018. Vol. 7 (2). Pp. 105-115. DOI: 10.7821/naer.2018.7.308
  10. Witecki G., Nonnecke B. Engagement in digital lecture halls: A study of student course engagement and mobile device use during lecture // Journal of Information Technology Education: Research. 2015. Vol. 14. Pp. 73-90.
  11. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224

Комментарии:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Оставить комментарий:

Носкова Татьяна Николаевна:

 

Мобильные технологии сегодня очень востребованы населением, широко используются молодежью. Поэтому важно понимать их роль и место в современной образовательной практике. Коллеги приводят экспериментальные данные по использованию мобильных технологий школьниками. Это важно, поскольку современные образовательные платформы электронного обучения сегодня ориентированы на работу с мобильными технологиями.

Профессор Носкова Т.Н.

 

16.03.2020 16:05

Жабина Вероника Михайловна:

 

В настоящее время вопрос об использовании мобильных технологий в образовательном процессе является очень актуальным, так как это значительно облегчает поиск необходимой информации, позволяет более продуктивно организовывать учебное время. Сейчас школьники по большей части для решения многих учебных задач используют мобильные телефоны, которые у них всегда под рукой. Но данные этого исследования (а также личные наблюдения) позволяют сделать вывод о том, что в учебном процессе все же стоит отдавать предпочтение компьютерам/ноутбука или планшетам, так как они меньше располагают к тому, чтобы школьники отвлекались в ходе учебы. Поэтому мне кажется, что на данный момент первоочередным должно стать решение проблемы оснащения школ соответствующим оборудованием, которое позволит оптимизировать образовательный процесс.

 

18.03.2020 16:10

Семенская Елизавета Владимировна:

 

Проведённое исследование весьма интересно и может быть полезно в преподавательской практике. Так, при формулировании домашнего задания, связанного не только с поиском, но и с переработкой информации, можно рекомендовать работу именно с компьютером, а не с телефоном или планшетом, просить выполнить работу в специальных программах, рассчитанных на компьютер. На уроке же можно разрешить использование смартфона для наиболее быстрого поиска ответа на конкретный вопрос.

 

18.03.2020 16:46

Смолкина Полина Алексеевна:

 

Мобильное обучение сейчас, как никогда, актуально. Действительно, в качестве технического устройства, обеспечивающего возможность онлайн-поиска учебной информации, учащиеся средней школы предпочитают смартфон, выход в сеть Интернет с помощью которого для них объективно более доступен. Мобильные устройства и в дальнейшем будут проникать во все сферы нашей жизни, и мобильность станет одним из ключевых требований к учащимся. Нетрадиционные формы обучения с помощью мобильной связи приобретут огромный потенциал.

 

19.03.2020 14:36

Ольга Валерьевна Яковлева:

 

Авторы статьи затрагивают целый спектр актуальных вопросов. Во-первых, это вопрос применения мобильных технологий в школе: несмотря на их доказанную популярность у подростков, педагоги настороженно подходят к включению этих технологий в урок. Во-вторых, прослеживается вопрос стратегий и инструментов информационной деятельности учеников: необходимо овладевать "продвинутыми" средствами, которые основаны в том числе на умениях оперировать разнообразными устройствами, выбирать наиболее адекватные поставленным задачам алгоритмы деятельности . Нельзя не упомянуть и о проблеме гигиены работы с мобильными устройствами, которая тесно связана с их начинающимся активным включением в образовательный процесс - дополнительная нагрузка на зрение, утомляемость, информационные перегрузки и т.д..

 

19.03.2020 16:08

София:

 

Автор данной статьи поднимает вопрос об использовании различных технических устройств школьниками 6-9 классов в процессе он-лайн поиска учебной информации. Для сбора эмпирических данных применялась анкета, включающая 5 блоков.

Было интересно ознакомиться с результатами исследования. Я не удивилась, обнаружив, что самым популярным техническим устройством, обеспечивающим возможность он-лайн поиска учебной информации для учащихся, является смартфон. Кроме того, школьники высоко оценивают свои навыки он-лайн поиска информации.


Интересным мне показался тот факт, что ученики с более высоким показателем академической успеваемости, предпочитают использовать ноутбук или планшет, а учащиеся с невысокой успеваемостью - смартфоны. Сама я использую ноутбук, если задание, которое я выполняла, серьезное, поэтому интересно было узнать, какие устройства предпочитают другие люди.

 

19.03.2020 19:53

Владислав Меркулов:

 

Автор затрагивает очень актуальную проблему. Это исследование позволяет сделать вывод, что в современной школе необходимо внедрять использование новейших технологий. Новое поколение требует новых с методик и форм проведения урока.

 

21.03.2020 00:54

Коюпченко Полина Николаевна:

 

Авторы статьи затронули очень актуальную в настоящее время тему - информационные технологии, а именно использование технических средств на уроках для поиска информации. Данное исследование мне показалось достаточно интересным, но в то же время в некоторых моментах результаты были ожидаемы. На сегодняшний день почти у каждого школьника и даже младшеклассника есть смартфон с возможностью выхода в Интернет. Это, несомненно, упрощает поиск информации и может способствовать повышению успеваемости в школе. Однако это же может способствовать ухудшению успеваемости, так как, работая со смартфоном, ученики чаще отвлекаются, хуже воспринимают информацию, так как многие сайты не адаптированы для работы на смартфоне.

 

На мой взгляд, учителям следует давать меньше заданий, которые предполагают вовлечение смартфона (исключением может быть безотлагательный поиск ответа на вопрос), а в школах должна быть развита информационная среда, позволяющая выходить в Интернет с компьютеров и ноутбуков, так как работа с ними более продуктивна, о чем говорят и результаты исследования.

 

21.03.2020 15:35

Осинина Вероника Сергеевна:

 

Исследование, предложенное в статье, интересно и актуально. Однако, на мой взгляд, для получения более достоверных результатов необходимо увеличить выборку и анализировать показатели целого класса (так как приведенные данные показывают, что в каждом классе была проанализирована едва ли половина учеников).
Кроме того, хотелось бы уточнить у авторов, какие методики преодоления сложившейся ситуации могли бы Вы предложить?
На мой взгляд, было бы целесообразно именно педагогу предложить во время выполнения заданий, предполагающих использование смартфона, использовать программы, ограничивающие, например, включение фоновых уведомлений.

 

21.03.2020 19:10

Лемишка Анна Тарасовна:

 

В данной статье затрагиваются вопросы, являющиеся актуальными и важными в век цифровых технологий.
В статье сказано, что школьникам учебную информацию легче найти, если они воспользуются смартфоном. А это значит, что педагогам в современных условиях стоит вводить новые методики обучения детей, прибегая при этом к использованию смартфонов и приложений для образования/доп. образования и самообразования.
Хотя, на мой взгляд, для поиска более сложной информации следует использовать ноутбук/ компьютер.
Кроме того, авторы провели интересное исследование, которое в какой-то степени может относиться и к студентам вузов.

 

21.03.2020 19:19

Анна Иванова:

 

Данная статья была интересна для прочтения мне как педагогу, который преподает вне школы. Действительно, смартфон воспринимается школьниками как игрушка, причем игрушка наиболее доступная. К такой игрушке для ребенка я бы также отнесла смарт-часы: когда я проводила занятие, то столкнулась с тем, как дети отвлекались на них.

 

22.03.2020 00:54

Сатарова Софья Николаевна:

 

В статье представлены данные, которые, на мой взгляд являются очевидными последние 5-7 лет: получение информации тогда, когда это нужно срочно, стало нормой жизни для современных школьников, поэтому без смартфона, который, среди вышеперечисленных средств, является самым компактным, портативным, дети чувствуют себя не в безопасности. Мне кажется, что, хотя проблема отсутствия качественного технического оснащения в большинстве образовательных учреждений России остается актуальной, ее решение не изменит ситуацию зависимости современного школьника от телефона с выходом в Интернет. Я считаю, однако, что это нельзя назвать отрицательным фактором, влияющим на качество образования, поскольку преподаватель может обратить этот интерес в свою сторону и использовать его в учебных целях. Главным недостатком смартфона, на мой взгляд, оказывается его вред здоровью детей (в первую очередь - глаз).

 

22.03.2020 15:12

Трофимова Анна Викторовна:

 

Проведенное исследование является релевантным в условиях современной школы России. Сегодня с почти повсеместным введением электронного журнала, в котором формируются оценки и выкладывается домашнее задание, с активным применением различных технологий на уроке (будь то обычная презентация в PowerPoint или урок на основе проекта "Точка роста") необходимо выявить тот способ подачи и восприятия информации, который является наиболее актуальным для учащихся. Данная работа позволяет сделать вывод (который, однако, подсказывала и сама жизнь), что преподавателям и учителям следует искать пути использования смартфонов и ноутбуков в образовательной деятельности, а так же работать над повышением информационной компетенции учащихся.

 

22.03.2020 18:06

Джамалова Я.Я.:

 

Смартфон действительно представляет собой удобный вариант устройства для онлайн-поиска, однако, на мой взгляд, использование его в обучении продуктивно только для выполнения небольших поисковых задач, в то время как более серьезная работа, связанная не только с поиском коротких ответов на вопросы, а информацией большего объема, мне кажется, должна осуществляться с других устройств - ноутбука или планшета, т.к. в смартфоне, как уже отметили, много отвлекающих факторов (уведомления приложений и т.п.) + не всегда технически удобно воспользоваться теми или иными сайтами/программами и т.п.

 

22.03.2020 18:27

Иванова Анна Олеговна:

 

Данное исследование интересно и важно для меня как для нынешнего студента и будущего педагога.
Действительно, смартфон сейчас более доступен, чем, скажем, более массивные гаджеты вроде ноутбука или планшета.
Однако точно подмечено: при использовании смартфона чаще отвлекаешься на внеучебные дела.
В своей будущей педагогической деятельности я это учту.

 

23.03.2020 01:05

Паничева Татьяна:

 

Вопрос использования смартфона в образовательном процессе является актуальным. Именно мобильные технологии помогут нам сделать решающий шаг в изменении модели организации учебного процесса. От классической с учителем у доски, к модели когда учитель, является партнером всех участников образовательного процесса,

 

01.05.2020 14:08