Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Белоусова А.А.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

 

Разработка цифрового портфолио как средства развития профессиональной рефлексии у студентов

 

В статье представлены результаты эксперимента по созданию цифрового портфолио студентами института РГПУ им. А.И. Герцена. Рассмотрены недостатки и достоинства разработанных студентами портфолио, описаны возможности цифрового портфолио для развития профессиональной рефлексии студентов.

 

Belousova A.A.

HSPU

St. Petersburg, Russia


Creating a digital portfolio as a means of developing students' professional reflection

 

The paper presents the results of an experiment on creating a digital portfolio by students of the Herzen University. The disadvantages and advantages of the portfolios developed by students are considered, the possibilities of a digital portfolio for the development of professional reflection of students are described.

 

В условиях развития цифровой образовательной среды появляются новые способы фиксации образовательных результатов. Появляется понятие «цифровое портфолио». «Под цифровым портфолио понимается совокупность документов, включающая результаты учебной и внеучебной деятельности, сертификаты, дипломы, отзывы, рецензии, полученные оценки, организованная обучающимся с использованием средств ИКТ» [3, с. 196]. «Цифровое портфолио является средством мотивации личностного развития обучающихся и дает возможность продемонстрировать личные достижения широкой аудитории Интернета» [1, с. 68]. «Степень персонализации, возможная при оценивании результатов учебной деятельности на основе цифрового портфолио, выше, чем при традиционной системе оценивания» [5, с. 30]. Для исследования возможностей цифрового портфолио как средства развития профессиональной рефлексии студента было предусмотрено проведение эксперимента.

 

Цель эксперимента: разработать структуру цифрового портфолио как средства фиксации индивидуальных достижений студентов и развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде.

 

Задачи: разработать методические материалы для студентов по работе с портфолио; организовать процесс коммуникации между участниками образовательного процесса; создать инструменты цифрового портфолио, которые позволят студентам отслеживать: индивидуальные достижения, динамику развития профессионально-значимых качеств, успешность общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, результатов работы; расширить возможности для самореализации обучающихся; предоставить возможность удаленного доступа к материалам цифрового портфолио студентов для всех участников образовательного процесса и будущих работодателей.

 

Исходя из цели эксперимента можно выдвинуть следующую гипотезу. Цифровое портфолио будет являться средством развития профессиональной рефлексии студентов педагогического университета, если: определена специфика, возможности, структура цифрового портфолио; обучающийся четко понимает цели работы с цифровым портфолио; деятельность по наполнению цифрового портфолио проводится с учетом возможности цифровой образовательной среды (пространственно-временных и коммуникационных).

 

Для помощи студентам в разработке портфолио были созданы рекомендации по составлению портфолио в форме текста и презентации. Методические рекомендации направлены на студентов, которые решили создать цифровое портфолио достижений в образовательной и в общественно-значимой деятельности. В методических материалах приведено теоретическое обоснование виды портфолио, значимость портфолио, функции портфолио. В рекомендациях приведены этапы создания портфолио. Также в рекомендациях содержат требования к оформлению и описание разделов портфолио.

 

Опытно-экспериментальная работа по разработке портфолио проводилась в РГПУ им. А. И. Герцена. В первом семестре 2021/22 учебного года в эксперименте принимали участие студенты первого курса института философии человека: всего 90 человек (девушки N=62, юноши N=28). В процессе эксперимента студенты должны были разработать свое собственное цифровое портфолио. Эксперимент проводился в рамках дисциплины «Информационные технологии и базы данных в прикладных коммуникациях».

 

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: студенты создают свое цифровое портфолио согласно своим представлениям, без использования методических материалов; студенты изучают предоставленные методические рекомендации и изменяют портфолио в соответствии сними; студенты комментируют работы друг друга.

В ходе первого этапа эксперимента студенты пытались самостоятельно разработать портфолио, не используя методические рекомендации. В результате при заполнении портфолио студентами были допущены некоторые ошибки. В частности, не соблюдается установленная форма портфолио, его структура; нарушена последовательность изложения разделов, вопросов; присутствуют пустые разделы. Практически в каждом портфолио встречаются орфографические и грамматические ошибки. Отмечено отсутствие креативности, индивидуального подхода к оформлению портфолио. Представлен минимальный объем информации, выбран шаблонный дизайн. В портфолио отсутствуют личные мысли, рассуждения автора, анализ достижений.

 

На втором этапе исследования студенты изучили методические материалы и постарались исправить свои ошибки. В этот раз студенты более ответственно подошли к выбору материалов для портфолио. Также студенты изменили дизайн портфолио в соответствии с методическими рекомендациями и добавили свои личные рассуждения в портфолио.

 

На третьем этапе исследования студентам было предложено изучить работы своих одногруппников и оценить их. Студенты должны были разместить ссылки на свое портфолио на доске, созданной с помощью сервиса Padlet. «Padlet (https://padlet.com) – это веб-инструмент для создания презентаций, который представляет собой интерактивную доску, или стену» [4, с. 111]. «Padlet позволяет создать доску объявлений, обсуждения, рассуждения, головоломки, сбор отзывов» [2]. После этого они должны были прокомментировать и оценить портфолио своих одногруппников. Студенты могли оставить комментарий от своего имени или оставить отзыв анонимно.

 

В исследовании принимало участие 90 студентов. Всего было оставлено 124 комментария. Проанализировав комментарии, можно выделить следующие критерии оценки: оформление портфолио; содержание разделов портфолио; удобство использования; заполнение всех разделов.

 

Был проведён анализ эмоциональной окраски комментариев. Результаты получились следующими: положительные комментарии (86); комментарии с замечаниями (27); отрицательные комментарии (11) (рис. 1).

Оставить комментарий:

Рисунок 1 – Эмоциональный окрас комментариев

 

Большинство комментариев были положительными. Студенты хвалили работы своих одногруппников: отмечали красивое оформление сайта, использование медиа-ресурсов в портфолио, информативность портфолио, оригинальность и креативность при работе с портфолио. В комментариях с замечаниями студенты высказывали, что им понравилось в чужом портфолио, и что бы они сделали по-другому. Все замечания были написаны в спокойном и дружелюбном тоне. В отрицательных комментариях студенты говорили только о том, что им не понравилось в работе другого студента. Критика затрагивала оформление сайта (скучный дизайн, несочетающиеся цвета, никое разрешение изображений, мелкий шрифт и т.д.), неправильное заполнение разделов портфолио (грамматические ошибки, несоответствие информации в разделе названию раздела, отсутствие личных рассуждений, недостаточное раскрытие темы и т.д.), неудобная структура сайта (отсутствие навигации на сайте).

 

С помощью сервиса Istio был проведен контент-анализ комментариев студентов. «Основное достоинство сервиса — анализ семантики текста. При использовании можно вставлять фрагмент текста в форму» [6, с. 140]. Наиболее часто используемые слова можно увидеть на изображение ниже.

Рисунок 2 – Результаты контент-анализа

 

В топе десяти самых используемых слов оказались такие слова как «оформление», «приятный». Действительно, в комментариях студенты часто упоминали приятное оформление портфолио. Также в топе присутствует следующие слова: информация, страница, выполнить, задание, интересный. В отзывах к портфолио своих одногруппников студенты часто комментировали, насколько автор справился с поставленной задачей, получился ли предоставленный автором портфолио материал интересным и информативным для будущих работодателей. На основе данного анализа можно сделать вывод, что наиболее важными критериями оценивания портфолио для студентов являются: внешний вид портфолио и информативность портфолио.

 

Большинство студентов отметило, что работа над портфолио была сложной, но интересной и в основном вызвала у них положительные чувства и ощущения. По завершению эксперимента студенты отмечали, что у них возникали трудности по работе с программами для создания медиа-файлов, трудности с составлением портфолио, которое бы привлекало других пользователей, трудности с объемом заданий. Студенты отмечали что в будущем работа с портфолио поможет им работать с оформлением различных работ, создавать интересные сайты и опросы. А также будет способствовать развитию умений найти, проанализировать и представить информацию различными способами (интеллект-карта, инфографика, презентация и т.д.); писать учебные работы в документах, тратя меньше времени на форматирование, благодаря приобретённым навыкам.

 

Таким образом, можно заключить, что портфолио позволяет студентам учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности. Также портфолио дает возможность для развития рефлексивных способностей студента, для анализа своих неудач и успехов.

 

Литература:

  1. Атласова С. С. Возможности цифрового пространства для е-портфолио магистрантов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. №4 (46). С.67-73.
  2. Евжикова О. Как использовать онлайн-доску Padlet в классе [Электронный ресурс]. – URL: http://teachtech.ru/instrumenty-veb-2-0/kak-ispolzovat-onlajn-dosku-padlet-v-klasse.html
  3. Зайцева В. П., Герасимова А. Г., Фадеева К. Н. Электронное портфолио как современное средство оценивания в процессе подготовки будущего специалиста // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. №3 (99). C.195-200.
  4. Канцур А. Г., Чикурова У. Ю. Веб-инструмент «padlet» в обучении английскому языку // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2020. №16. С.110-114.
  5. 5) Крашенинникова А. С., Покусина Е. А. Цифровое портфолио как инструмент оценивания результатов учебной деятельности в общеобразовательной деятельности // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2020. №2 (27). С.29-31.
  6. Польских А.Г. Сравнительный анализ программного обеспечения для проведения контент анализа // FORCIPE. 2020. №S. С.140-141.