En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Белоусова А.А.

РГПУ им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

annaalice883@gmail.com

 

Цифровое портфолио студента педагогического вуза

 

   В данной статье представлены преимущества электронного портфолио студентов педагогического вуза. Рассмотрены цели, структура и возможности электронного портфолио студентов.

 

Belousova A.A

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Digital portfolio of student of pedagogical university

 

   This article presents the advantages of an electronic portfolio of students of pedagogical university. The aims, structure and possibilities of electronic portfolio of students are considered.

 

  Современный молодой специалист (педагог) должен обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности и цифровой культуры как самостоятельного качества, характеризующего самосознание человека цифрового поколения. «Решение этой проблемы требует создания специальных дидактических средств, поддерживающих и стимулирующих многообразную информационную деятельность студента на всех уровнях её осуществления ― от элементарной компьютерной грамотности до творчества в создании собственных образовательных проектов» [4]. Роль такого средства может выполнять цифровое портфолио.

 

  Актуальность цифрового портфолио связана с широким распространением информации и развитием информационных технологий в сфере образования. «В связи с большим объемом информации, полученном при работе с индивидуальными достижениями обучающихся, возникает необходимость в использовании инструмента, который упростит сбор, систематизацию, накопление, обработку и анализ результатов реальных изменений и индивидуальных достижений» [5]. Сегодня неизменной задачей обучения является повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Решение такой задачи требует применения не только инновационных методов и приёмов обучения, но и эффективных форм оценивания достижений обучающихся.

 

  «Анализируя теорию и практику отечественного и зарубежного профессионального образования, можно сказать, что наиболее результативным и развивающимся инструментом, который позволяет сегодня обучающемуся осуществлять сбор, накопление и динамическую оценку результатов своей учебной и научно-исследовательской деятельности для отражения качественных показателей и характеристик своей траектории профессионального становления как специалиста, является портфолио» [1].

 

  Портфолио традиционно понимается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся за период обучения. «Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста студента. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности ― учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной» [6].

 

  Основная идея процесса разработки портфолио заключается в том, что рефлексивная опыт его создания позволяет студентам подтвердить документально и проконтролировать результаты прохождения обучения, повышает самооценку, дает возможность планирования целей профессиональной деятельности, проявлять свои знания и мастерство потенциальным работодателям, научным руководителям.

 

  «Портфолио обучающегося дает возможность анализировать и представлять значимые результаты процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, проводить мониторинг его культурно-образовательного роста» [3].

 

  Рефлексивная функция портфолио ― это пошаговый спроектированный индивидуальный план профессионального развития, основанный на самооценке своих достижений, результатов обучения и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

 

  В условиях развития цифровой образовательной среды изменяются способы учета образовательных результатов. Появляется понятие «цифровое портфолио». «Под цифровым портфолио понимается совокупность документов, включающая результаты учебной и внеучебной деятельности, сертификаты, дипломы, отзывы, рецензии, полученные оценки, организованная обучающимся с использованием средств ИКТ» [3]. Цифровое портфолио является одним из современных методов подготовки обучающегося к будущей профессиональной деятельности, дающий практическую возможность ему результативно производить оценку результатов своего обучения с использованием ИКТ.

 

  Цифровое портфолио поможет экономить время, ускорить процесс обработки и систематизации материалов, у каждого обучающегося появится площадка, где можно показать свои наработки и достижения, способности и компетенции, продемонстрировать этапы становления личности в профессиональном плане. Цифровое портфолио позволит преподавателю произвести оценку знаний будущего педагога, а самому студенту ― объективно определить свой уровень образования и составить свое резюме при будущем трудоустройстве.

 

  Актуальность использования цифрового портфолио при подготовки будущего педагога обусловлена: необходимостью использования передовых педагогических технологий в условиях внедрения ФГОСВО; широким использованием в процессе обучения ИКТ; совершенствованием методов учебно-методической работы и технологиям преподавания в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности будущих педагогов на рынке труда.

 

  В состав электронного портфолио студента педагогического вуза могут входить следующие блоки (рисунок 1):

Рисунок 1 – Состав цифрового портфолио

 

  В большинстве научных статей, посвященных понятию «портфолио», приводятся его определения, раскрывающие составной характер данного понятия.

 

  Так, А. А. Темербекова и С. А. Джанабилова рассматривают следующие подходы к определению понятия «портфолио» [10]: портфолио как инструмент (средство), используемый при обсуждении результатов обучения с одногруппниками и преподавателями, как возможность для рефлексии обучаемыми собственной работы, как средство при подготовке и обосновании целей будущей профессиональной деятельности, как документ, в котором отражено развитие обучаемого и результаты его самовыражения.

 

  Портфолио создаёт условия для успешной рефлексии его образовательной деятельности, самовыражения и самореализации студента, создания индивидуального профессионального развития.

 

  И.И. Павленко выделяет следующие педагогические задачи, которые позволяет решать портфолио [8]: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию обучающихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся; формировать умение учиться ― ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 

  В зависимости от целей и задач можно выделить множество видов портфолио. А. Засобина и Л. Куклина описывают следующие виды портфолио [4]:

«1) портфолио достижений, отражающее успехи обучающегося в образовательной деятельности (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарности и пр.);

2) рефлексивное, раскрывающее динамику развития тех или иных компетенций обучающегося, позволяющее отследить результативность деятельности как в количественном, так и качественном плане и выявить факторы, обеспечивающие успех;

3) проблемно-исследовательское, включающее материалы, отражающие процесс решения какой-либо конкретной проблемы (подготовку и написание доклада, реферата, выполнение опытно-экспериментальной работы, создание проекта и т.д.);

4) тематическое портфолио, задающее систему работы студента в рамках отдельного курса, темы, модуля (отбор и систематизация информационных источников, планирование работы, выполнение заданий, оформление текстов и т.д.)».

 

  Способы создания электронного портфолио могут быть различными в зависимости от целей и задач будущего педагога. Возможно создание индивидуальной структуры портфолио. Анализ, систематизация и обобщение, а также объективное оценивание своих достижений является важной частью успешной деятельности будущего педагога.

 

  И.Н. Медведева, О.И. Мартынюк, С.В. Панькова, и И.О. Соловьева приводят следующий пример структуры электронного портфолио будущего педагога [7]: титульный лист (фотография, ФИО, образование, автобиография или самопрезентация в форме эссе и др.); содержание портфолио (структура портфолио, его разделы и подразделы); учебная деятельность (работы, рецензии, оценки, демонстрирующие результативность учебной деятельности студента); внеучебная деятельность (информация об участии студента в научных исследованиях, конференциях, конкурсах, олимпиадах, студенческом самоуправлении, кружках, волонтёрском движении); матрица соответствия образовательных результатов обучающегося компетенциям выпускника (самооценка уровня сформированности компетенций обучающегося с обоснованием и подтверждением работами и документами (ссылки на соответствующие работы и документы)); итоговое резюме (письменный анализ обучающимся своей деятельности и её результатов, оценка готовности к профессиональной карьере).

 

  В то же время Д.П. Солдатов предлагает ещё один вариант построения структуры электронного портфолио [9], включающий: блок личной информации (краткий текст о себе, образование, интересы, хобби), блок достижений, предоставляемые услуги и цены, отзывы, контакты.

 

  В.П. Зайцева, А.Г. Герасимова, К.Н. Фадеева, представляют более расширенный вариант структуры портфолио [3]: «личная информация (ФИО, дата рождения, образование); общественная деятельность (в органах самоуправления, в работе профсоюзной организации, в общежитии, волонтерстве, в общественной работе факультета, университета в работе молодежной организации города и республики, авторство статей в средствах массовой информации); научно-исследовательская деятельность (статьи, конкурсы, выставки, конференции, патенты, олимпиады и т.д.); спортивная деятельность (соревнования, секции, спортивная квалификация, занятия в спортивных секциях); культурно-творческая деятельность (творческие конкурсы, занятия в коллективах художественной самодеятельности); проекты (курсовые работы, отчеты по практикам, выпускная квалификационная работа); отзывы (характеристики с практик, рекомендательные письма, благодарственные письма, дипломы)».

 

  Использование сетевых ресурсов для создания цифрового портфолио дает ряд неоспоримых преимуществ перед традиционным бумажным портфолио. Дизайнерское решение сайта, структура сайта, способ подачи материала характеризуют личность, творческие качества и профессиональные навыки создателя.

 

  Используя цифровое портфолио, студент получает множество возможностей, актуальных в условиях внедрения цифровой среды в образовательную деятельность.

 

  Е.А. Желонкина выделяет следующие преимущества электронного портфолио перед бумажным портфолио [2, c. 10]: «…высокая степень мобильности его дополнения и коррекции, широкие возможности для художественного оформления, многовариантность выбора средств оформления и структурирования, доступность для внешнего и дистанционного оценивания…».

 

  Таким образом, цифровое портфолио будущего педагога представляет собой структурированный комплекс различных работ и достижений студента, полностью отражающий многостороннюю деятельность будущего педагога.

 

  В состав портфолио студента, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти материалы, полученные в ходе педагогической практики: проверочные (контрольные, «срезовые») работы учащихся; внеурочная деятельность; отзывы и рецензии; проекты и творческие работы учащихся; мультимедиа материалы.

 

Литература:

  1. Артюшкина Т.А., Котлов В.Н., Земляникин П.Н. Электронное портфолио в профессионально-ориентированном обучении студентов в вузе // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2017. №20, C. 91-95.
  2. Желонкина Е.А. Представление достижений обучающихся в электронной формационной образовательной среде посредством формирования портфолио // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. №4 (26), С.86-90.
  3. Зайцева В.П., Герасимова А.Г., Фадеева К.Н. Электронное портфолио как современное средство оценивания в процессе подготовки будущего специалиста // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. №3 (99), С.195-200.
  4. Засобина А., Куклина Л. Цифровое портфолио студента-заочника // Высшее образование в России. 2007. №7, С.80-82.
  5. Ильина Е.А., Гладышева М.М., Дьяконов Н.А., Арефьева Д.Я., Кольба Ю.Ю. Анализ учебной деятельности в электронном портфолио // АНИ: педагогика и психология. 2019. №1 (26), C. 137-140.
  6. Кирьякова А.В, Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Реунова М.А. Технология «портфолио» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, Т.А. Ольховая, М.А. Реунова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2011. – 113 с.
  7. Медведева И.Н., Мартынюк О.И, Панькова С.В., Соловьева И.О. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2015. №6, С.85-91.
  8. Павленко И.И. Электронный портфолио в вузе // Прикладная информатика. 2008. №6, С.3-5.
  9. Солдатов Д.П Опыт использования электронного портфолио тьютора// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. №1(233), С.78-82.
  10. Темербекова А.А., Джанабилова С.А. Различные подходы к определению понятия «цифровое портфолио студента» // Ped.Rev.. 2018. №3 (21), С.122-128.

Оставить комментарий: