gallery/gerb_rgpu_1
En
Ru

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2020

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

Авдонина Н. С.

САФУ имени М.В. Ломоносова

г. Архангельск

n.avdonina@narfu.ru

 

Структура и особенности подготовки студентов магистратуры к современной журналистской деятельности

 

  В статье рассмотрены структура и особенности подготовки студентов уровня магистратуры по профилю «Аналитическая интернет-журналистика». Программа реализуется в САФУ имени М.В. Ломоносова. Раскрыта структура содержания магистерской программы, направленной на обучение выпускников, готовых к работе в условиях современной цифровой среды.

 

Avdonina N. S.

NArFU

Arkhangelsk, Russia

 

The structure and peculiarities of the preparation of graduate students to journalistic activities

 

  The article discusses the structure and features of training students at the master's level in the profile of “Analytical Online Journalism”. The program is implemented in NArFU named after M.V. Lomonosov. The content structure of the master's program aimed at training graduates who are ready to work in modern digital environments is disclosed.

  

 

  Многие из трудовых задач и функций, выполняемых сегодня работникам, постепенно автоматизируются или исчезают в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий и изменением рынка профессий в целом. Изменяются условия труда: в некоторых профессиях наблюдается автоматизация рабочих процессов, появляются новые специальности. Специалисты будущего в большей степени будут ориентированы на выполнение творческих задач, работу в команде и сотрудничество с искусственным интеллектом [2]. Линейность профессиональной деятельности, заключающаяся в строгом выполнении трудовой задачи, сменится на самореализацию, что повлечет за собой и новое понимание конкретной деятельности. В современном мире стремительно меняется уклад жизни общества вследствие технологической революции и появляются требования к новым специалистам, деятельность которых находится на стыке различных профессий, следовательно, работникам требуются транспрофессиональные компетенции.

 

  Необходимость учитывать реформы в индустрии приводит к совершенствованию образовательного процесса. Современная журналистика характеризуется высокой степенью автоматизации, что высвобождает журналистов для более творческих занятий, не связанных с технической обработкой текста и подготовкой по шаблону новостных заметок. Именно новостная журналистика более всего подвержена автоматизации. Как отмечают Б. ван дер Хаак, М. Паркс и М. Кастельс, журналистика – «это не просто презентация новостей, но трансляция значимых историй о том, что происходит нового и что вообще происходит в мире, это понимание контекста событий, объяснение их другим и предоставление доступа к информации» [5, с. 2926].

 

  Как показал опрос журналистов местных британских газет 2014 г., репортеры признают наличие изменений в профессии, но настаивают на сохранении за собой двух важных традиционных функций – верификация и передача информации, выполняя которые журналисты контролируют власть и различные источники информации с использованием современных технологий и следят за уровнем качества жизни [4].

 

  Современное образование должно учитывать тенденции, происходящие в индустрии, и внедрять инновационные практики. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению «Журналистика» подготовка студентов уровня магистратуры интегрирует потенциал журналистского образования с потребностями рынка труда [3]. Объекты деятельности журналиста – авторская, редакторская, организационно-управленческая, проектно-аналитическая, производственно-технологическая, научно-исследовательская и педагогическая. Ядро журналистской профессии составляют из этого перечня первые две задачи профессиональной деятельности. Приоритетный результат деятельности выпускника отражен в перечне универсальных и общепрофессиональных компетенций.

 

  Анализ современной журналистики, ее особенностей и условий развития позволил определить ряд проблем, которые необходимо учитывать в журналистском образовании:

  • автоматизация труда, что влечет пересмотр задач и функций журналиста в редакции;
  • распространение ложных новостей (фейк-ньюс), мистификаций, сложность в проверке информации из-за быстрого ее тиражирования, что в целом получило название «эпоха постправды»;
  • сращение журналистики с другими профессиональными сферами, прежде всего информационными технологиями;
  • существование альтернативных источников информации, под которыми мы подразумеваем незарегистрированные средства массовой информации, но которые по сути выполняют функции СМИ. Подобные ресурсы называются информационными порталами или медиапроектами.

  Попытка пересмотреть и обратить проблемы в преимущества предпринята в САФУ имени М. В. Ломоносова на кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью при разработке и реализации магистерской программы по профилю «Аналитическая интернет-журналистика». Далее раскроем особенности магистерской программы.

 

  Цель – подготовить журналистов-аналитиков, ориентированных для работы в современных онлайн-СМИ в условиях глобализации и интернетизации, способных доступными средствами объяснять текущие события, доносить смысл сложных новостных историй до неподготовленной аудитории; стимулировать появление новых онлайн-медиапроектов и анализировать особенности функционирования и развития современных СМИ, понимать информационные потребности аудитории.

 

  Миссия – подготовить студентов к работе в области аналитической интернет-журналистики, владеющих современными практическими и аналитическими навыками, способных к адаптации и успешному выполнению профессиональных задач в межкультурной академической и профессиональной среде.

 

  Специфика программы заключается в ее прикладном характере, что предполагает большой объем производственных практик и аудиторных практических занятий. Программа осуществляется на базе самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта, разработанного в соответствии с ФГОС.

 

  В целом интегральная компетентность магистра по профилю «Аналитическая интернет-журналистика» – осуществление авторской и редакторской деятельности. Особенность аудиторных занятий – в проектном обучении. Преподаваемые дисциплины предполагают системную и последовательную работу над диссертационным исследованием, которое представляет практико-ориентированный проект. Стоит отметить междисциплинарный характер программы, что выражается в задействовании преподавателей других кафедр. Прикладной характер отражается и в том, что практические занятия ведут практики, действующие журналисты.

 

  Дисциплины образуют модули: «Современная медиакоммуникация», «Медиаконвергенция» (оба относятся к обязательной части), «Современные проблемы журналистики», «Теория и практика интернет-журналистики», «Основы творческой деятельности интернет-журналиста» (туда же входят дисциплины по выбору), «Проектно-исследовательский». Каждая дисциплина модуля синтезирует знания из разных областей на основе принципа междисциплинарности. Логика образовательного процесса предполагает вводный курс по журналистике и медиа в первом семестре, во втором семестре преподаются общие дисциплины по интернет-журналистике, в третий семестр включены дисциплины профессиональной направленности профиля программы: «Жанры и форматы интернет-журналистики», «Теория и практика аналитической интернет-журналистики», «Технологии компьютерной визуализации информации», «Правовое регулирование интернет-журналистики», «Медиапсихология и деонтология интернет-журналистики» и блок дисциплин по выбору.

 

  Особенности программы отражены в названии «Аналитическая интернет-журналистика». Мы исходим из того, что будущее журналистики в ее аналитической и публицистической составляющей, у студентов необходимо развивать критическое, творческое и аналитическое мышление, что позволит справиться с хаосом, неопределенностью и неоднозначностью, в которых существуют современные медиа.

 

  Программа учитывает структуру профессиональной идентичности современного журналиста: когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты. Программа в целом и отдельные ее дисциплины покрывают потребность магистрантов в актуальной информации и способствуют формированию общепрофессиональных знаний. Поддерживается и развивается эмоционально-ценностная сфера посредством актуализации профессиональных мотивов и потребностей через предоставление профессионально-ориентированных заданий, рефлексивные беседы. Задачный подход и проектная технология позволяют формировать поведенческий компонент. Обобщая сказанное, скажем, что образование по магистерской программе ведется с применением технологии контекстного обучения [1]. Профессиональная идентичность личности формируется в процессе приобретения профессионального опыта и профессионального общения. При этом квазипрофессиональная деятельность представлена реальными профессиональными заданиями и задачами.

 

Литература:

  1. Вербицкий А. А. Теория и практика контекстного образования: Россия и США // Педагогика и психология образования. – 2015. – №1. – С. 5-14
  2. Лошкарева Е., Луша П., Нинеко И. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. URL: https://futuref.org/futureskills_ru
  3. ФГОС ВО по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (магистратура) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.fgosvo.ru/news/21/1482 (дата обращения: 15.05.2017).
  4. Canter L. From traditional gatekeeper to professional verifier: how local newspaper journalists are adapting to change // Journalism Education: The Journal of the Association of Journalism Education. 2014. №3 (1). – PP. 102–119.
  5. Van der Haak B., Parks M., Castells M. The future of journalism: Networked journalism // International Journal of Communication. – 2012. – Vol. 6. – PP. 2923-2938.

Комментарии:

Оставить комментарий:

Имя  
Эл. почта  
Текст комментария  
 

Маргарита Сорваль:

 

Хотелось бы прокомментировать одну из проблем, которую, по мнению автора, необходимо учитывать в журналистском образовании - умение работать с современной информацией адекватно, то есть отличать истину от так называемых "фейк-ньюс". Термин «постправда» редакция Оксфордского словаря английского языка в 2016 году назвала словом года. Составители словаря определили его как «обозначение или отношение к обстоятельствам, в которых объективные факты меньше влияют на формирование общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям».
Критерий правдивости относится и к комментированию информации журналистом; тем самым журналисты дают обществу гарантии качества получаемой информации, демонстрируют ответственность профессионального журналистского сообщества и показывают, что нет необходимости в расширенном государственном регулировании СМИ. Человек, прочитав газету или посмотрев новости, уже воспринимает информацию с чужой позиции (предвзято), а значит в силах журналистов минимизировать субъективность транслируемой информации и стараться быть лишь объективным посредником между информацией и аудиторией.

 

21.03.2020 20:58

Дарья Попович:

 

В статье отмечается, что в современном журналистском образовании необходимо учитывать изменение задач и функций журналиста в редакции. Несомненно, это очень важный пункт, который напрямую связан профессиональной компетентностью будущего молодого специалиста. В связи с этим интересно узнать
а) как именно учитывается изменение функций и задач журналиста в редакции?
б) о каких именно функциях и задачах идет речь?

 

22.03.2020 00:07

Маликова Анастасия Сергеевна:

 

В статье заявлены проблемы,с которыми можно столкнуться в журналистом образовании, одна из них:
распространение ложных новостей (фейк-ньюс), мистификаций, сложность в проверке информации из-за быстрого ее тиражирования, что в целом получило название «эпоха постправды»;
Масштабность последствий, вызванных массовым привлечением информации "со всех ресурсов" усилила давление на всю индустрию журналистики.

 

23.03.2020 23:50