Ru
En

Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2021

Арсеньева С. А.

РГПУ им. А. И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

sofiaarseneva@outlook.com

 

Модели ресурсов для учета посещаемости и успеваемости студентов в условиях дистанционного обучения

 

В статье рассмотрены модели ресурсов для учета посещаемости и успеваемости студентов в условиях реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Описанные модели стали основой для разработки и внедрения в электронную информационно-образовательную среду РГПУ им. А. И. Герцена веб-ресурсов «Электронный Журнал» и «Электронные Ведомости».

 

Arseneva S. A.

HSPU

St. Petersburg, Russia

 

Models of resources for accounting attendance and attainment of students under the conditions of the e-learning

 

The article deals with models of resources for accounting attendance and attainment of students under the conditions of the e-learning. Described models were used as a base for developing and launching web-resources «The electronic journal» and «The electronic academic transcript».

 

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должна функционировать электронная информационно-образовательная среда, в соответствии со статьей 16 п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Одним из требований к ЭИОС, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, является фиксация хода образовательного процесса, результатов прохождения промежуточной аттестации и результатов освоения программ бакалавриата, магистратуры, специалитета [2].

 

Указанные выше положения оказались особо актуальны в условиях сложной эпидемиологической ситуации при введении дистанционной и смешанной форм обучения в организациях общего и профессионального образования, переходе сотрудников на удаленный режим работы. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена не стал исключением. Возникла острая потребность в разработке веб-ресурсов для профессорско-преподавательского состава, обеспечивающих возможность контроля и фиксации посещения студентами онлайн-занятий, результатов прохождения промежуточной аттестации.

 

В РГПУ им. А. И. Герцена уже много лет функционирует постоянно развивающаяся интегрированная информационная система управления учебным процессом (ИСУП), разработанная сотрудниками отдела информатизации образования и состоящая из множества информационных систем, предназначенных для решения задач различных подразделений университета в соответствии с их функционалом [3]. База данных, являющаяся основой ИСУП, наполняется актуальной и целостной информацией, основанной на многопользовательской работе подразделений университета, связанных с организацией и управлением учебным процессом [4].

 

Результаты прохождения промежуточной аттестации фиксируются сотрудниками деканатов учебно-научных подразделений в информационной системе «Деканат», которая является важной и неотъемлемой частью ИСУП. Данный подход не является оптимальным и эффективным в рамках реализации дистанционного обучения, так как увеличивает рабочую нагрузку на специалистов по учебно-методической работе (необходимо сначала отправить ведомость преподавателю, дождаться её заполнения, получить заполненный и подписанный документ от преподавателя, и только после этого внести оценки в базу данных), приводит к увеличению вероятности совершения ошибок из-за человеческого фактора и задержкам в получении актуальной информации студентами в их личных кабинетах. Потребности в контроле и фиксации посещения студентами онлайн-занятий до введения дистанционного обучения не существовало. Учитывая вышесказанное, руководством была поставлена задача, заключавшаяся в разработке ресурсов для профессорско-преподавательского состава, направленных на решение данных задач – «Электронный Журнал» (ЭЖ) и «Электронные Ведомости» (ЭВ).

 

Ресурсы реализованы в виде php приложений к базе данных «Herzen», содержащей информацию обо всех аспектах образовательного процесса в университете: основных профессиональных образовательных программах, учебных и рабочих планах, расписании занятий, распределенной нагрузке преподавателей, штатном расписании, результатах промежуточных и итоговой аттестаций, данные о студентах, профессорско-преподавательском составе, слушателях, в том числе и сведения об оплате обучения, договорах об образовании.

 

ЭЖ предназначен для контроля и фиксации посещаемости занятий, проводимых в системе дистанционного обучения Moodle (https://moodle.herzen.spb.ru), и доступен для следующих категорий пользователей:

  •  преподавателям для фиксации посещения студентом онлайн-занятия, выгрузки отчетов по посещаемости;
  • руководителям для мониторинга организации образовательного процесса, что обеспечивает контроль реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

 

Ресурс базируется на совокупности таблиц, содержащих данные о расписании занятий, открытых электронных учебных курсах в СДО Moodle, учебных и рабочих планах, дисциплинах, группах, студентах, преподавателях и их нагрузке.

 

Функционал ресурса обеспечивает:

  • автоматическое формирование перечня дисциплин преподавателя, списков групп, студентов, входящих в группу, журналов;
  • фильтрацию информации в зависимости от выбранных пользователем параметров – факультета/института/филиала, формы обучения, уровня образования, диапазона дат журналов;
  • добавление, заполнение, редактирование, печать, копирование и удаление журналов посещаемости;
  • автоматическое формирование отчетов, например, о проценте посещения занятий.

 

ЭВ – ресурс для профессорско-преподавательского состава, предназначенный для фиксации результатов прохождения обучающимися очередной экзаменационной сессии в режиме онлайн.

 

Ресурс «Электронные Ведомости», как и «Электронный Журнал», базируется на совокупности таблиц из базы данных «Herzen». Необходимые для работы ресурса таблицы содержат данные об учебных и рабочих планах, дисциплинах и преподавателях, созданных ведомостях и направлениях в ИС «Деканат», студентах и полученных ими оценках.

Функционал ресурса обеспечивает:

автоматическое формирование в соответствии с выбранным семестром списков ведомостей и направлений, которые должен заполнить преподаватель;

фильтрацию списка ведомостей и направлений в зависимости от выбранных пользователем параметров – факультета/института/филиала, формы обучения, уровня образования, статуса ведомости (открыта/закрыта);

автоматическое формирование списка студентов в ведомости/направлении;

заполнение ведомостей и направлений.

 

Рассмотрим модель информационных потоков, обеспечивающих формирование контента и наполнение информацией описанных выше веб-ресурсов, на примере веб-ресурса «Электронные ведомости». Схема была составлена с использованием нотации BPMN 2.0 – системы условных обозначений для моделирования бизнес-процессов.

 

Данные о дисциплинах, практиках, профессорско-преподавательском составе, необходимые для функционирования ресурса, формируются в Отделе образовательных стандартов и программ Учебно-методического управления, Управлении кадров и социальной работы и кафедрах с использованием информационных систем «Учебные и рабочие планы», «Нагрузка (кафедры)».

Оставить комментарий:

Рисунок 1 – Формирование данных о дисциплинах и преподавателях

 

Ведомости и направления на пересдачу создаются сотрудниками деканатов учебно-научных подразделенный университета в информационной системе «Деканат».

Рисунок 2 – Формирование электронных ведомостей и направлений

 

Затем сформированные ведомости и направления на пересдачу отображаются и становятся доступными для преподавателей для заполнения, редактирования и просмотра.

Рисунок 3 – Формирование результатов промежуточной аттестации в веб-ресурсе «Электронные Ведомости»

 

На основе рассмотренных моделей были разработаны и полномасштабно внедрены в электронную информационно-образовательную среду РГПУ им. А. И. Герцена веб-ресурсы «Электронный Журнал» (https://iis.herzen.spb.ru/ el_journal) и «Электронные Ведомости» (https://iis.herzen.spb.ru/el_vedom). С момента промышленного внедрения веб-ресурсов по конец февраля 2021 года было сформировано 144 695 электронных журналов, заполнено 10 174 ведомостей и 4 218 направлений.

 

Таким образом, в результате внедрения ресурсов:

  • уменьшена рабочая нагрузка на сотрудников деканатов, учебного управления и вероятность совершения ими ошибок из-за человеческого фактора,
  • обеспечена корректность информации о результатах промежуточных аттестаций и посещения студентами онлайн-занятий, так как преподаватель вводит данные лично, без промежуточного звена (сотрудники деканатов),
  • исключены задержки в получении актуальной информации студентами в личных кабинетах.

 

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
  3. Баранова Е. В. Современные технологии реализации веб-ресурсов = Modern technologies for the implementation of web-resources / Баранова Е. В., Швецов Г. В. // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве : сборник научных статей по материалам международной научной конференции, Санкт-Петербург, 1-16 апреля 2019 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 132-136.
  4. Баранова Е. В. Современная информационно-образовательная среда вуза как механизм реализации требований стандартов нового поколения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена [Текст]. - СПб., 2015. - N 177. - С. 70-73.