Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве

New Educational Strategies in Modern Information Space - 2022

Ru
En

Аниськин В.Н.

СГСПУ

г. Самара

 

Богословский В.И.

РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

 

 

Организационно-педагогические условия проектирования гибридных лабораторных онлайн-практикумов по учебным дисциплинам

 

В статье определяется структура гибридных лабораторных онлайн-практикумов по учебным дисциплинам, приводятся организационно-педагогические условия их проектирования для решения задач дистанционного и электронного обучения в эпоху цифрового образования.

 

Aniskin V.N.

SSSPU

Samara, Russia

Bogoslovsky V.I.

HSPU of Russia

St. Petersburg

 

Organizational and pedagogical conditions for designing hybrid laboratory online workshops in academic disciplines

 

The article defines the structure of hybrid laboratory online workshops in academic disciplines, provides organizational and pedagogical conditions for their design to solve the problems of distance and e-learning in the era of digital education.

 

В условиях цифровизации всех отраслей и сфер российской экономики, определивших необходимость трансформации электронных информационно-образовательных сред образовательных учреждений всех уровней в цифровые и переход к цифровым образовательным практикам, перед педагогическими вузами, готовящими учителей физики, математики, информатики, технологии, химии, биологии и других естественнонаучных предметов, встает особая специфичная проблема в организации качественной дистанционной и онлайн-предметной подготовки студентов, связанная с организацией изучения ими тех учебных дисциплин, в содержание рабочих программ которых входит постановка лабораторных онлайн-практикумов.

 

Анализ литературных источников по данной проблеме позволяет нам сделать предположение о том, что наиболее существенными особенностями постановки таких онлайн-практикумов являются императивы пересмотра преподавателями традиционных и привычных основ организации контактных форм, методов и технологий проведения лабораторных занятий и переход к практике проведения лабораторных работ с использованием цифровых SMART-средств и технологий. Вместе с тем, специфика проведения лабораторного онлайн-практикума по физическим, естественнонаучным, техническим и другим учебным дисциплинам определяет острую потребность интегративного комплексирования и комбинирования компьютерных виртуальных средств ИКТ с реальными лабораторными средствами (установками, приборами) не только для удаленного проведения эксперимента, а и для «пространственно разделенного доступа к приборам и установкам в лабораториях» [1] за счет дидактического потенциала «иммерсивных технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR)» [2].

 

Мы считаем, что наиболее оптимальной комбинацией для холистичного интегративного сочетания потенциала VR и AR в формате «смешанной (MR) и расширенной (XR) реальности» [3] в дистанционных лабораторных работах могут стать гибридные лабораторные онлайн-практикумы по учебным дисциплинам, состоящие из мультимедийных интерактивных двумерных и трехмерных цифровых сред, компьютерных hard- и soft-средств, систем и технологий 3D-моделирования и визуализации, которые позволят совмещать (смешивать) свойства виртуального и реального лабораторного оборудования, приборов и установок для достижения совокупного эффекта иммерсивного погружения в виртуальное пространство учебных лабораторий.

 

При этом необходимо отметить, что гибридные лабораторные онлайн-практикумы соответствуют требованиям ФГОС ВО к материально-техническому обеспечению учебных лабораторий для подготовки бакалавров и магистров на педагогических ОПОП ВО, т.к. стандарты допускают замену специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами [4].

 

В качестве еще одного аргумента, подтверждающего целесообразность проектирования гибридных онлайн-практикумов для решения задач цифрового образования, можно привести его заметную адаптационную роль при переходе от традиционного контактного лабораторного практикума к условиям цифрового обучения с обеспечением качества изучения студентами смоделированных объектов в порядке лабораторного эксперимента и получения проверенных объективизирующих знаний об окружающем мире для формирования и развития их научного мировоззрения, предметных, профессиональных и универсальных компетенций.

 

Распространение пандемии COVID-19 ускорило перевод контактных лабораторных работ в формат онлайн и обусловило необходимость педагогического проектирования гибридных онлайн-практикумов для определения стратегии и тактики такого проекта, поиска методов, средств и технологий его реализации, выявления психолого-педагогических и организационно-содержательных условий [5] трансформации контактного лабораторного практикума в удаленный с обеспечением пространственно разделенного доступа преподавателям и обучающимся к оборудованию, с сохранением качества изучения MR-моделей реальных объектов и процессов.

 

По нашему мнению, для проектирования гибридных лабораторных онлайн-практикумов необходимо выполнение следующих основных организационно-педагогических условий:

- адаптации лабораторного оборудования к условиям цифрового обучения с применением технологии AR за счет интеграции контактных и бесконтактных форм, методов, средств и технологий обучения в единую систему для реализации принципов синергии и эмерджентности в постановке практикума;

- выбора наиболее продуктивных лицензионных и свободно распространяемых Software для включения в структуру практикума путем их экспериментального апробирования;

- создания виртуальных лабораторных работ, дополняющих практикум и обеспечивающих целостность реального и виртуального взаимодействия, вербальных и невербальных коммуникаций субъектов образования;

- определения возможности сочетания аналоговых и цифровых технических и информационных ресурсов при выполнении лабораторных экспериментальных исследований обучающимися;

- проектирования возможности включения в реальное предметное общение и коммуникации обучающихся посредством практикума;

- организации систематического повышения квалификации в области дистанционных технологий преподавателей и их ассистентов-лаборантов по программам дополнительного образования.

 

Выполнение приведенных организационно-педагогических условий может существенно облегчить и оптимизировать процессы проектирования, моделирования и конструирования эффективных гибридных лабораторных онлайн-практикумов по учебным дисциплинам для дистанционного и электронного обучения, а также предоставить дополнительные возможности для адаптации студентов к императивам цифрового образования.

 

Литература:

  1. Салахова А.Ш., Козлов В.А. Дистанционный лабораторный практикум по техническим дисциплинам: опыт внедрения // Энергобезопасность и энергосбережение. 2019. № 1. С. 39-43.
  2. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 174-178.
  3. AR, VR и MR технологии. Что это и как применять? URL: https://helmeton.ru/blog/razlichiya-i-sfery-primeneniya-ar-vr-mr/ (дата обращения: 29.01.2022).
  4. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/153/150/26 (дата обращения: 29.01.2022).
  5. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л., Галиева Е.В. Педагогические условия эффективности дистанционного лабораторного практикума по физике // Информационные технологии в социальной сфере. - Самара: СГСПУ, 2021. – С. 113-117.

Оставить комментарий: